"Сибнефть" вчера получила входной билет на рынок розничной торговли нефтепродуктами Санкт-Петербурга -- компания купила на торгах пять участков под строительство АЗС. Еще две автозаправки она сейчас строит и планирует ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы. Сеть из семи АЗС можно считать начальным шагом "Сибнефти" по закреплению на питерском бензиновом рынке, который компания обещала начать завоевывать более двух лет назад. Но такое количество заправок не пойдет ни в какое сравнение с сетью ЛУКОЙЛа: число его заправочных комплексов в северной столице может приблизиться к ста, если он победит в сегодняшнем аукционе по продаже 30 участков под строительство АЗС. Именно поэтому "Сибнефть", по информации "Времени новостей", планирует участвовать и в сегодняшних -- давно объявленных скандальными -- торгах.
Вчера "Сибнефти" достались не самые лучшие участки Санкт-Петербурга, они расположены в пригородах -- в Ломоносове, Петродворце, Красном Селе, Парголове и Белоострове. Второй лот (также из пяти не самых лучших участков) за 1,62 млн долл. (почти на 30% больше стартовой цены) получила "Севзапнефть". Она принадлежит четырем питерским предпринимателям и является новичком на местном рынке нефтепродуктов -- торговлей бензином она занимается чуть больше года и за это время успела построить две АЗС и достраивает третью. Участники рынка утверждают, что "Севзапнефть" не связана ни с одним из вертикально интегрированных нефтяных концернов.
Эксперты и участники рынка в один голос утверждают, что все самые лучшие участки -- на наиболее оживленных городских магистралях -- объединены в лот из 30 участков, который должен быть продан сегодня. Наиболее вероятным претендентом на него является ЛУКОЙЛ, который официально объявил о намерении побороться за эту землю.
Судя по тому, что "Сибнефть" купила участки по стартовой цене (за 1,7 млн долл.), ее конкурент по этому лоту -- наполовину ей же принадлежащая "Славнефть" -- торговаться не пожелал. "Славнефть", по информации "Времени новостей", не будет участвовать и в сегодняшнем аукционе по 30 участкам -- для проведения аукциона нужно минимум два претендента, и они, надо полагать, уже есть. Эксперты подозревают, что помимо ЛУКОЙЛа и "Сибнефти" в аукционе будут участвовать "Сургутнефтегаз", Shell и "Татнефть", которые предпочитают открыто о своих планах не заявлять. Впрочем, глава одной из питерских компаний, работающих на рынке нефтепродуктов, говорит, что "Татнефти" питерский рынок вряд ли будет интересен.
Местные трейдеры в аукционе, похоже, участвовать не будут. Во-первых, потому что начальная цена лота -- 10,1 млн долл., а у них нет таких свободных денег. Во-вторых, они еще месяц назад назвали механизм торгов несправедливым. Нефтяной клуб Петербурга (куда входят почти все крупные операторы питерского бензинового рынка, в том числе вертикально интегрированные компании) заявил, что условия придуманы специально "под ЛУКОЙЛ", и попросил ФАС отменить аукцион. Однако антимонопольная служба не нашла в планируемом аукционе ничего противозаконного.
Для ЛУКОЙЛа же победа в торгах является стратегической задачей. Компания уже эксплуатирует в Петербурге 42 АЗС и намерена в ближайшее время довести до конца сделку по покупке сети из 37 станций местного трейдера "Балт-трейд". Купив 30 участков и построив хотя бы на части из них автозаправочные комплексы, ЛУКОЙЛ будет близок к тому, чтобы получить контроль над примерно половиной бензинового рынка Петербурга. О намерении довести свою долю на нем до 40% Вагит Алекперов заявлял еще примерно шесть лет назад.
Время новостей ,
10.03.2005