Попытка немецкой компании "Siemens" покупки 71 процента акций "Силовых машин" у холдинга "Интеррос" фактически провалилась. Это стало понятно после вмешательства правительства России. Напомним, что в концерн "Силовые машины" входят ведущие предприятия страны - "Ленинградский металлический завод", "Электросила", "Завод турбинных лопаток", НПО ЦКТИ имени Ползунова, "Калужский турбинный завод" и внешнеторговая фирма "Энергомашэкспорт". Кроме производства "мирного" оборудования и комплектующих для электроэнергетической отрасли на этих индустриальных гигантах размещаются и производства, работающие по заказу Министерства обороны. То есть эти предприятия производят продукцию по документам, имеющим гриф "совершенно секретно, гостайна". Именно это и стало основной причиной вмешательства в процесс купли-продажи "Силовых машин" первых лиц нашего государства.
Зачем объединяться, когда можно продать?
Изначально, до переговоров с "Сименсом", "Интеррос" собирался объединять "Силовые машины" с "Объединенными машиностроительными заводами" (ОМЗ). О слиянии компаний договорились 14 июля прошлого года. В процессе объединения предполагалось, что 50 процентов акций ОМЗ перейдут "Интерросу", стопроцентный же пакет акций "Силовых машин" должен был перейти "Объединенным машиностроительным заводам".
Однако сделка не состоялась. По данным СМИ, объединяться не захотел... сам "Интеррос". Позднее стало понятно почему. Как оказалось, у "Интерроса" нашелся более перспективный, по его мнению, покупатель - немецкая компания "Сименс", которая пожелала приобрести 71 процент акций "Силовых машин".
Под патронатом ФАС
Подготовка к реализации этой сделки в первое время проходила в довольно быстром темпе. Уже к 20 сентября 2004 года на руках немецкой компании было разрешение на покупку "Силовых машин" от своего антимонопольного ведомства Bundeskartellamt. "Нет возражений", - гласил вердикт.
А вот российская Федеральная антимонопольная служба давать добро не торопилась. По словам руководителя пресс-службы ФАС Ирины Кашуниной, изначально "Сименс" не предоставил антимонопольному ведомству дополнительной информации о структуре будущей сделки. С момента получения необходимой информации на рассмотрение заявки Федеральной антимонопольной службе отводилось 30 дней (плюс, если заявка признавалась "особо трудным случаем", к этим 30 дням добавлялись еще 20 дней). Покупка "Сименсом" "Силовых машин" просто не могла не оказаться особо трудным случаем.
Единственной надеждой ускорить процесс сделки для немцев была встреча Владимира Путина с канцлером ФРГ Герхардом Шредером. Во время этой встречи глава германского правительства откровенно лоббировал интересы "Сименса". Однако Владимир Путин намекнул, что не намерен форсировать сделку. Свою точку зрения российский президент обосновал тем, что, по полученным им от силовых ведомств данным, в концерн "Силовые машины" входят производства, работающие на оборону страны, из-за чего вопрос нуждается в детальном рассмотрении.
Критически о продаже "Силовых машин" "Сименсу" отозвался и премьер-министр России Михаил Фрадков. Как заявил он на заседании правительства, "в этой сделке есть момент, требующий проработки, я имею в виду, что там есть интересы российского Минобороны".
Несмотря на то что при обсуждении высказывались мнения и о полезности данной сделки (в частности, такой точки зрения придерживался министр финансов Алексей Кудрин), по мнению серьезных аналитиков, слово премьер-министра для Федеральной антимонопольной службы, которая в данный момент анализирует сделку на предмет законности, будет иметь больший вес. Еще большую уверенность в невозможности сделки эксперты получили после заявления министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, который, в частности, заявил, что насыщенность предприятий "Силовых машин" оборонными мощностями заставила всерьез заняться анализом последствий сделки.
- Раньше казалось, - высказал свое мнение Виктор Христенко, - что все ограничится выделением (из состава "Силовых машин". - Ред.) "Калужского турбинного завода", но сейчас ситуация выглядит иначе. Выделение оборонных мощностей, которые так или иначе присутствуют на всех площадках концерна, вообще не представляется возможным.
Как уже говорилось, решающее слово остается за Федеральной антимонопольной службой, которая до сих пор так и не вынесла своего вердикта насчет законности данной сделки.
- Полагаю, что сделка не состоится из-за политической составляющей, так как на "Силовых машинах" есть стратегическое производство. Вероятность того, что сделка совершится, ничтожно мала, - заявил СМИ ведущий аналитик "Мегатрастойл" Александр Разуваев. - Кроме этого, "Силовые машины" достаточно дорого оценены и выглядят дороже "Siemens" по основным оценочным финансовым коэффициентам.
Солидарен с Александром Разуваевым и эксперт инвестиционной компании "Метрополь" Денис Нуштаев. "Скорее всего, правительство не одобрит эту сделку. Не стоит забывать, что концерн "Силовые машины" является ключевым производителем оборудования военно-промышленного комплекса и мощным игроком на российском рынке", - сказал он средствам массовой информации, добавив при этом, что "правительство скорее сохранит "Силовые машины" в своих руках".
Зачем нам очередной сборочный цех?
Кроме оборонного аспекта в этой сделке столь же важную роль играет вопрос экономических интересов России.
Сегодня на международном рынке электроэнергетической промышленности у "Силовых машин" есть всего четыре конкурента. Это американская компания "Дженерал Электрик", японская "Мицубиси", французская "Альстом" и немецкая - "Сименс".
По данным СМИ, за первые шесть месяцев 2004 года выручка "Силовых машин" составила 283 миллиона долларов. По данным финансовых аналитиков, приведенные цифры для "Силовых машин" - далеко не предел. Дело в том, что если посмотреть круг партнеров концерна по бизнесу (то есть электроэнергетических компаний, использующих оборудование, произведенное на "Силовых машинах", и, соответственно, являющихся потребителями комплектующих запасных частей), то окажется, что это большинство предприятий электроэнергетической отрасли России и стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья. Плюс, по мнению аналитиков, цифра эта может существенно увеличиться за счет развивающихся рынков (индийского, китайского, латиноамериканского и других). К настоящему моменту ОАО "Силовые машины" подписали протокол о сотрудничестве в строительстве тепловых электростанций в Китае. Далее, "Силовые машины" стали победителем тендера на модернизацию трех энергоблоков крупнейшей теплоэлектростанции Белоруссии - Лукомльской ГРЭС. Стоимость последнего проекта составляет 28 миллионов долларов.
В случае продажи "Силовых машин" немецкой компании все эти перспективы уже перестают быть российскими. В частности, по подсчетам экспертов, в случае заключения сделки доля "Сименса" на нашем рынке возрастет до 75 процентов, на мировом - до 24 процентов. Что же касается самих "Силовых машин", то их ждет печальное будущее. В лучшем случае они превратятся в сборочные цеха продукции "Сименса" (при таком развитии событий рабочие места сохранят за собой низшие звенья рабочих и служащих концерна; все высококвалифицированные кадры, вероятнее всего, потеряют работу). В худшем, если немцы покупают "Силовые машины" лишь для того, чтобы избавиться от конкурента, на улице окажется весь персонал концерна.
Кроме повышения уровня безработицы в случае продажи "Силовых машин" немецкой фирме существенно пошатнется и экономика России в целом. Не надо забывать, что многие предприятия РАО "ЕЭС" и "Газпрома" работают на технике, произведенной "Силовыми машинами".
Сделка с "Сименсом" неизбежно отразится на стоимости оборудования для этих системообразующих российских энергомонополий (а вслед за этим, разумеется, и на стоимости энергоносителей). Поэтому эксперты считают логичным участие в "Силовых машинах" крупнейших национальных производителей энергии.
Президенту Союза производителей нефтегазового оборудования Александру Романихину нравится идея участия РАО "ЕЭС" в управлении "Силовыми машинами".
- Когда потребитель вкладывает деньги в своего поставщика, он отлично представляет, как тот должен работать, - считает он.
Впрочем, Романихин предполагает, что подобная инициатива могла исходить не от самих монополистов - РАО "ЕЭС" и "Газпрома". Возможно, что они действуют по поручению администрации президента, с тем чтобы не допустить продажу "Силовых машин" иностранному конкуренту.
Точка зрения
Виталий АРТЮХИН, председатель профкома филиала ОАО "Силовые машины" "Ленинградский металлический завод":
- Вопрос неоднозначный. В принципе немецкая компания "Сименс" - очень сильная компания, имеющая большие финансовые ресурсы. Если смотреть чисто с формальной, эгоистической точки зрения, если бы нас эта компания купила (на переговорах о возможной продаже "Силовых машин" планировалось, что "Сименс" будет в нас инвестировать средства, где-то улучшит технологические процессы, где-то улучшит условия труда), то в целом к этому можно было бы отнестись положительно. Но есть другой момент, уже с точки зрения профсоюзного работника, человека, который любит свою страну, свою Родину и гордится ею. Наше предприятие - прибыльное. Мы не то предприятие, которое умирает и, чтобы его спасти, нужны какие-то инвестиции, какие-то вливания и так далее. Мы - прибыльные. И раньше были прибыльными, и сейчас, и, надеюсь, и дальше будем прибыльными. Мы востребованы, что дает возможность платить достойную заработную плату и при этом совершенствовать производство. И в этой ситуации, когда эту прибыль кто-то будет фактически забирать (ну, налоги они, естественно, платить будут), то я уже не вижу целесообразности. Зачем отдавать кому-то прибыльное производство? Поэтому в целом возражаю против продажи фирме "Сименс".