Председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов внес на рассмотрение депутатов проект закона об избрании следующего парламента исключительно по партийным спискам. Специфика спикерского варианта в том, что он предлагает симбиоз одномандатных и пропорциональных выборов. Изменить петербургские законы, касающиеся системы выборов городского парламента, по федеральному законодательству требовалось еще в середине 2003 года. Споры о возможных вариантах комплектования ЗакСа велись задолго до этого, но до сих пор не принесли единого решения.
В последние месяцы начальство парламентской "Единой России" выступает активным лоббистом перехода к 100-процентному избранию от партийных списков. Здесь руководствуются установкой федеральной верхушки партии: петербургский ЗакС должен избираться так же, как и Государственная дума (ее следующий созыв сформируют только на партийной основе). Усилиями "ЕдРа" "пропорциональный" вариант стал пользоваться популярностью. Во всяком случае, если судить по количеству законопроектов по этому поводу, официально поступивших в "портфель" ЗакСа.
В конце прошлого года на рассмотрение законодателей был вынесен соответствующий проект новой редакции закона "О выборах депутатов ЗакСа" от имени "родинца" Игоря Артемьева. Партийные списки по проекту Артемьева должны выставляться от единого общепетербургского округа.
В пятницу спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов "уточнил" намерения коллеги. Он внес на рассмотрение парламента поправки к действующему закону "О выборах. ..", предложив гибрид одномандатных и пропорциональных выборов. По мнению председателя ЗакСа, по общегородскому округу должна избираться лишь первая тройка партийного списка. Очередность кандидатов в тройке лидеров фиксируется. Их успешность определяется пропорционально числу голосов, заработанных конкретной партией в целом по Петербургу. Остальные списочные кандидаты закрепляются за 50 территориями, границы которых соответствуют сегодняшним округам.
Теоретически предполагается, что в отношении этих претендентов будет действовать правило: кто из них попадет в парламент, зависит от числа голосов, набранного кандидатом "в своем округе" ("Известия" подробно писали о вероятности предложения подобной схемы от "ЕдРа"). Тем не менее в проекте поправок эта технология не прописана. Поэтому неизвестно, в частности, как планируется определять внутри партии - отдать кресло в ЗакСе кандидату, получившему наибольшее число голосов в абсолютном выражении, или же тому, кто занял более высокое место в своем округе, но набрал меньше "баллов". В таком случае потенциальная борьба между партиями грозит перерасти во внутрипартийную битву. Не прописаны также система формирования новых избирательных комиссий и методика подсчета голосов. Законопроект предполагается рассмотреть в ближайшее время-через две недели. Его рассмотрение грозит вылиться в активные дебаты, несмотря на то, что проект имеет "процедурное" преимущество. В отличие от поправок в Устав (необходимых при варианте с изменением числа законодателей), его утверждение требует наличия только 26, а не 34 сторонников.ТРИ ВАРИАНТА ВЫБОРОВ СЛЕДУЮЩЕГО СОСТАВА ЗС
В Мариинском дворце обсуждали три схемы выборов законодателей. По первой предлагалось сохранить нынешнее число законодателей (50 человек), 25 из которых избирать от укрупненных округов, остальных - от партийных списков. Сторонники сохранения округов в их нынешнем виде стремились расширить численность ЗакСа до 100 человек; в таком случае по пропорциональной системе в парламент попадали бы 50 депутатов. В третьем случае весь ЗакС числом 50 законотворцев комплектуется от списков.
Известия-СПб ,
24.01.2005