Субботний митинг пенсионеров на Московском проспекте привел к трагическим последствиям. 79-летний Александр Израилевич Айол стал первой жертвой монетизации льгот в прямом смысле этого слова. Судьба сыграла с пожилым петербуржцем злую шутку. В многочисленной компании бывших льготников начиная с полудня он протестовал с транспарантом в руках: "Проездной - 600 р. А компенсация - 230 р. Путин! Не дави ветеранов!" Пять часов спустя старик погиб под колесами иномарки, выехавшей на перекрытую людьми проезжую часть....
К трем часам дня на Московском проспекте перед станцией метро "Парк Победы" собралось около пяти сотен пенсионеров. На кусках старых обоев пестрели лозунги: "Матвиенко! Поживи на нашу пенсию хорошо месяц!", "Путин, защити от Матвиенко!", "Нет воровской монетизации", "Блокадники опять в блокаде". Обиженные льготники попеременно сбивались в стайки вокруг людей, держащих стопки бумаг. Здесь они оставляли свои подписи под обращением к губернатору Санкт-Петербурга и председателю Законодательного собрания. Все это сопровождалось отрывками из песни "Священная война" и скандированием: "Путина в отставку, Матвиенко в отставку!"
Через час бунтовщики постепенно двинулись к Московской площади. "Мы перекроем трассу в аэропорт, пусть попляшут!" - раздавались злорадные возгласы из толпы. Подойдя к улице Типанова, пенсионеры встали поперек перекрестка. "...В отставку!" - звучало все громче и слаженнее. Автотранспорт, столкнувшийся с живой стеной, образовал гигантскую пробку.
- Ну что, дамы, может, пропустите, - уговаривал высунувшийся из окна водитель маршрутки N 113, - здесь люди на самолет опаздывают.
- Я не дама, я быдло! Пусть Матвиенко и оплачивает ваши билеты на самолет, - отрезала пенсионерка с плакатом, стоявшая в первых рядах.
Из маршрутки выскочила девушка, вся в слезах, и бросилась к митингующим: "У меня рейс в Алма-Аты через полчаса, умоляю!.." Но "дамы" были непреклонны: "Ни за что. Мы не за себя стоим, а за тебя, дочка. За будущее".
Пока часть жертв монетизации перекрыли выезд на Пулковское шоссе, остальные направлялись к площади Победы. Ветераны шли по расчищенной от машин дороге. Ничто не предвещало опасности. Тут, откуда ни возьмись, в направлении к аэропорту выехала "Мазда".
"Быстро разворачивайтесь и уезжайте", - прозвучала команда из милицейского громкоговорителя. Однако иномарка уже не могла тронуться с места.
- Пенсионеры облепили машину, как вороны, колотили по кузову, кричали... Естественно, что водитель испугался за своих близких: эта толпа была готова на всё! - рассказывает очевидец. - В какой-то момент, попытавшись развернуться, он газанул слишком сильно...
Пострадавших оказалось трое. Страж порядка и бабушка-манифестантка получили ушибы, а 79-летний Александр Израилевич Айол был сбит насмерть. Испугавшись, хозяин злополучного авто попытался было скрыться, но его задержали.
...Мигалки "скорой", белые халаты.. В толпе случайных зевак, на асфальте, под щитом с надписью "27 января - юбилей снятия блокады", в луже крови лежал ветеран. Он погиб, отстаивая перед государством свои льготы. Казалось, собравшиеся забыли, зачем они здесь. Смолкли лозунги, как-то сами собой свернулись транспаранты, где-то раздавались всхлипывания. И издевательски неизвестно откуда доносилась веселая музыка и поздравления: "В этом новом году желаем вам счастья..."
- Мы хотим помочь с похоронами погибшего, как это сделать? - обратились люди к охранникам.
- Уйдите, вы уже и так много всего сделали, - уставшим голосом ответил один из них.
Новая газета-СПб ,
17.01.2005