Лениградская Правда
19 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Явь и тайны сгоревшей Голландии
11.01.2005 00:01

Наконец-то свершилось то, о чем с давних пор мечтали многие петербургские градоначальники. Военные покинули Новую Голландию, а сам остров передали городу. Что ждет эту землю в будущем - станет точно известно уже через несколько месяцев.

Месть архитектора

Остров Новая Голландия -остров мистический, словно кем-то заколдованный. Именно такое ощущение возникает, когда поднимаешь старые архивные документы. Почти с самого возникновения остров пытались превратить в благоустроенный городской квартал, но что-то все время мешало осуществить благие намерения. И остров -со всеми его кузницами, мастерскими, складами и морской тюрьмой - продолжал жить своей суетной жизнью в центре чинного Петербурга.

Сам остров по природе своей искусственный, появился в 20-х годах восемнадцатого века, когда прорыли Крюков канал. Новая Голландия сразу же приглянулась Петру Первому. Он хотел устроить на острове усадебку с прудом посередине, но потом передумал. И в скором времени решено было соорудить здесь деревянные сараи для сушки корабельного дерева.

Когда деревянные сараи начали разрушаться, решено было построить новые здания для сушки леса. Архитектор Савва Чевакинский предложил построить по периметру острова галереи, соединив их над водой арками. Проект одобрили - за исключением, правда, фасадов, которые выглядели слишком уж скучными и унылыми. Поэтому за фасады взялся зодчий Валлен-Деламот. Благодаря ему склады получились изящными и благородными.

Строительство не обошлось без накладок. Первым пострадал Савва Чевакинский. Когда в 1765 году начались работы, выяснилось, что склады, спроектированные Чевакинским, не вписываются в очертания острова. В наказание Чевакинского отстранили от руководства строительством, а на его место назначили инженера Герарда. У инженера были свои собственные идеи по реконструкции острова, однако фасады без арки выглядели не так привлекательно, а потому проект Герарда отвергли. Самолюбивый инженер, естественно, обиделся и в отместку потерял чертежи Валлен-Деламота. Объяснил пропажу просто: "Шед по дороге, обронил". Слава богу, сохранилась копия проекта, а потому инженеру волей-неволей пришлось взяться за осуществление чужих идей. В итоге здание худо-бедно построили -правда, арки все равно оказались несколько ниже, чем нужно. И груженные лесом суда не без труда проходили сквозь них.

Первые мечты о переезде

Уже в девятнадцатом веке стало ясно, что флотские склады и кузницы как-то не вяжутся с аристократическим обликом кварталов вокруг Новой Голландии. Все утилитарные сооружения надо было перевести куда-нибудь подальше от центра. Кое-что действительно увозили, но на опустевшем месте немедленно возникала новая прачечная, мастерская, лавка или цейхгауз. На острове была и своя радиостанция (с которой, по легенде, взывал к революционерам Ленин), и даже опытовый бассейн для испытания судов.

В конце XIX века всерьез заговорили о реконструкции острова - планировалось разместить здесь городские кварталы с площадью посередине. Увы, мечты так и остались мечтами. Как всегда, не хватило ни денег, ни энтузиазма, ни волевых решений.

В советские времена остров оставался закрытым для горожан - здесь располагались части ВМФ. Правда, после перестройки судьбой острова заинтересовалась французская компания "СВС", которая согласилась реконструировать Новую Голландию за свой счет, а в обмен получала право арендовать здешние территории. Но военные с острова так и не уехали, а потому ничего у французов не вышло.

Все это время большинство петербуржцев видели Новую Голландию только снаружи - внутрь острова мало кто попадал. Горожане отлично помнили, что в советские времена на остров никого не пускали; почему-то романтическая легенда о полной закрытости острова дожила и до наших дней. На самом деле в последние годы на территорию Новой Голландии вообще мог проникнуть любой, кого не пугал вид массивных ворот и сторожа в ватнике.

Уже в 90-х годах на острове появилось несколько офисов и небольших производств. Но так получилось, что об этом знали даже не все местные жители.

Военных закидали камнями

Поэтому прекрасным августовским утром 2000 года, когда в Новой Голландии открылась выставка современных художников "Эмплейсментс", к "запретному" острову стеклись тысячи петербуржцев. Ни до, ни после этого случая современное искусство в Петербурге не пользовалось таким бешеным успехом.

Боюсь, что, вкусив "запретный плод", горожане сильно разочаровались. Снаружи остров выглядит куда лучше, чем изнутри. Внутри Новая Голландия напоминает промзону на окраине Петербурга - ветхие и старые здания, грязный пруд, заборы, склады, разбросанные в беспорядке по всему острову. Старинный архитектурный ансамбль тоже далеко не так изящен, каким выглядит с набережных.

Пожалуй, единственная любопытная достопримечательность острова - опытовый бассейн постройки XIX века. Многое пришлось ему пережить. В советские времена сюда постоянно приходили многочисленные "гении". Испытав модели своих кораблей в коммунальных ванных, они просили сотрудников ЦНИИ им. Крылова провести эксперименты, а после отказа жаловались в партийные органы. Один раз кому-то пришла в голову безумная идея разбрызгивать перед судами полимеры, чтобы увеличить скорость кораблей... От полимеров опытовый бассейн очищали очень долго, да так и не очистили.

А вот как развлекал посетителей куратор выставки Олег Янушевский: собирая пенсионеров в небольшие группы, он увлекал их за собой и, ловко перепрыгивая через кучи песка и мусора, выводил их к берегу пруда. Далее предлагалось кидать в воду камни - да так, чтобы попасть в дальний водоем, на запретную территорию, принадлежавшую военным. Этим куратор выражал свой протест против ограничений (пенсионеры, правда, относились к этой идее недоверчиво и камнями швыряться отказывались). Как оказалось, художник кидался камнями не зря. Прошло всего четыре года - и, пожалуйста, освободили остров.

Естественно, не столько сама выставка тогда интересовала горожан, сколько возможность проникнуть на запретную территорию. Художников, в принципе ненавидящих всякие ограничения, закрытость острова сильно раздражала - именно поэтому куратор и художник Олег Янушевский и предложил провести выставку здесь. Так Янушевский привлекал внимание общественности к тому, что уже много лет остров находится в запустении. Это был и намек на то, что неплохо бы на острове устроить музей современного искусства.

Заметим, что после церемонии передачи Новой Голландии городу похожая идея прозвучала и из уст Валентины Матвиенко. Она сказала, что, возможно, на острове появится музей современного искусства. Янушевский бы, наверное, обрадовался, узнав об этом. Но после разгрома выставки интерактивных икон в галерее "СПАС", когда православные залили краской множество его работ, вконец разочаровавшийся куратор уехал в Англию.

Эти кирпичи в огне не горят

Вечером 23 декабря площадь Труда заволокло дымом. Горел один из пустых складов Новой Голландии. Пожару присвоили 5-й, повышенный номер сложности, а на место происшествия прибыли 30 пожарных расчетов. К половине первого огонь удалось потушить, а наутро корреспондент "ТС" отправился посмотреть, какие следы оставил после себя пожар. С Крюкова канала было видно, как почернели и обуглились два арочных окна. Беспрепятственно зайдя на остров, я нашла горевшее здание. Оно никем не охранялось {очевидно, потому, что охранять здесь уже было нечего). Изнутри острова к зданию пристроены другие склады, а потому снаружи оценить масштабы катастрофы оказалось сложно. Я зашла внутрь соседнего склада (впечатление жутковатое - темно, сыро, с потолка капает вода) и, поднявшись по обледенелой железной лестнице на второй этаж, нашла обугленный дверной проем. Именно здесь когда-то была дверь, которая вела на сгоревший склад.

Отсюда, с высоты нескольких метров, открывался удручающий вид на пепелище - почерневшие балки, свисающие сверху лохмотья кровли, припорошенные снегом. Далеко внизу - останки перекрытий и провалившейся крыши. Только рыжий кирпич остался таким же рыжим. Именно эти кирпичные арки и есть главная ценность Новой Голландии. Слава богу, они не пострадали в пожаре, а потому церемония передачи Новой Голландии городу не была окончательно омрачена. Как не была омрачена и откровенными предположениями о причинах пожара именно накануне передачи Голландии городу. Многие убеждены, что все - однозначно...

Будущее острова

Церемония передачи острова городу была назначена на полдень 28 декабря. Ждали министра Сергея Иванова и Валентину Матвиенко. Уже в одиннадцать журналистов загнали в какой-то сарайчик с деревянными лавками и, обыскав на предмет наличия взрывных устройств, выпустили гулять на крохотном пятачке перед морской тюрьмой. Далеко, правда, отходить не разрешили - мало ли что. Померзнув часик, мы все-таки дождались: к полудню приехал правительственный кортеж, грянул оркестр, рота почетного караула, приветствуя министра, рявкнула "Здравия желаю...". Потом губернатор и министр произносили долгие речи и в конце концов сели за стол, покрытый зеленым сукном. За этим столом и был подписан договор о передаче острова городу. Затратив на все про все 100 миллионов рублей, военные покинули остров.

Что будет с островом дальше? Точно этого пока что никто не знает. Губернатор говорит, что здесь будут и офисы, и магазины, и развлекательные заведения, и культурные учреждения, возможно и жилье. Однако будущий облик острова во многом зависит и от инвестора, который согласится вложить в остров 300-400 миллионов долларов. Международный конкурс объявят весной или в начале лета, а участвовать в нем, по словам Валентины Матвиенко, уже захотела некая шведская компания. Вполне возможно, что в конкурсе выиграет проект какого-нибудь модного иностранного архитектора. По соседству как раз построят вторую сцену Мариинского театра. И тогда этот скромный прежде район станет настоящим сердцем авангардного Петербурга...

Тайный советник , 11.01.2005



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru