Противостояние петербуржцев и руководителей местного метрополитена достигло апогея. После того как ряд граждан официально пожаловались в прокуратуру и градоначальникам на то, что администрация подземки ограничила продажу жетонов на проезд (ажиотаж вызван грядущим повышением стоимости поездки с 8 до 10 рублей), транспортники пошли на крайние меры – на некоторых станциях жетоны перестали продавать вовсе.
Ограничения привели к настоящим потасовкам: на некоторых станциях пассажиры, последовав призывам игнорировать действия монополиста, раздающимся в Интернете, на днях брали турникеты штурмом. В связи с этим на «особо массовых» станциях усилены милицейские патрули. Как признались корреспонденту «НИ» сотрудники милиции подземки, за день в «обезьянник» попадает до 20 «зайцев». При этом блюстители порядка чаще всего ограничиваются установлением личности нарушителей и разъяснительной работой с ними.
В разгар метроскандала помощник начальника метрополитена Дмитрий Бурин заявил, что никаких официальных распоряжений об ограничении продажи жетонов в петербургском метро не было: мол, происходящее безобразие – это частная инициатива кассиров. Однако, как заявил «Новым Известиям» на условиях анонимности кассир старейшей питерской станции «Балтийская», о грядущем ажиотаже здесь знали, к нему готовились, в том числе и с помощью распоряжения продавать только «по два жетона в одни руки». «Ограничение продажи – обычная процедура перед повышением цены, – подтвердили «НИ» в Комитете по защите прав потребителей Санкт-Петербурга. – Но ведь кроме жетонов есть и карточки…»
Действительно, карточки есть, более того – заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Игорь Маилов сообщил, что в ближайшее время «основным средством оплаты станут карты на бесконтактной основе, которые будут применяться на всех видах городского общественного транспорта». И подчеркнул, что «для разовой фиксации будут использоваться картонные карточки – такие же, как в Москве».
Тем временем из Смольного просочился слух, что к марту плата за проезд в метро возрастет до 12 рублей, что только подхлестнуло спрос на «кругляшки». При этом пассажиры полагают, что бизнес на жетонах – спекулянты продают их не желающим стоять в очереди гражданам по 20 рублей за штуку – выгоден самому метрополитену. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга объявили, что проверка коммерческой деятельности метро будет проведена в самое ближайшее время.
«Увеличение стоимости проезда в метро происходит как минимум раз в два года, однако такого ажиотажа раньше никогда не было, – сказал прокурор метрополитена Владислав Яковенко. – Во многом здесь сыграл роль тот факт, что с нового года отменяются льготы на проезд в транспорте. И те, кто раньше вообще не пользовался жетонами, теперь принялись их активно приобретать». Вину за происходящее вновь переложили на самих пассажиров.
Новые Известия ,
15.12.2004