Основной владелец Межпромбанка Сергей Пугачев получил контроль над одним из крупнейших частных судостроительных предприятий, питерской “Северной верфью”, и начал переговоры с группой “ИСТ” о создании холдинга на базе “Северной верфи” и ее главного конкурента, Балтийского завода.
“Северная верфь” и Балтийский завод — одни из крупнейших в России частных судостроительных предприятий. Контрольный пакет акций “Северной верфи”, более 53%, до сих пор принадлежал холдингу “Новые программы и концепции” (НПК) Бориса Кузыка, бывшего помощника первого президента России Бориса Ельцина. Однако два года назад, после того как “Северная верфь” попала в полосу неудач (Минфин пытался взыскать с “Северной верфи” более $600 млн за проданные эсминцы, которые начинали строиться еще до приватизации завода, а группа “ИСТ” — составить конкуренцию за новый китайский контракт стоимостью $1,4 млрд), Кузык стал искать влиятельного партнера. В октябре 2002 г. он продал 50% НПК Межпромбанку.
Новые партнеры Кузыка вскоре предложили ему выкупить всю его долю в “Северной верфи”, рассказал “Ведомостям” один из менеджеров завода. Переговоры, по его словам, с перерывами шли последние полтора года, и наконец Межпромбанк добился своего.
Вчера Объединенная промышленная корпорация (ОПК), управляющая промышленными активами Межпромбанка, объявила о завершении сделки по приобретению 53,48% акций “Северной верфи”. Пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков подтвердил факт сделки, но от дальнейших комментариев отказался. По словам члена совета директоров ОПК Владимира Желонкина, помимо акций “Северной верфи” ОПК выкупила у Кузыка около 14% акций ОКБ Сухого. Сумму сделки он не назвал, сказав лишь, что часть суммы была оплачена принадлежавшей Межпромбанку 50%-ной долей в НПК, на балансе которого остались акции Ковровского завода (более 40%) и КБ “Вымпел” (51%). Старший аналитик Brunswick UBS Дмитрий Виноградов оценивает контрольный пакет “Северной верфи” в $150 млн.
Добившись контроля над “Северной верфью”, ОПК не остановилась и начала переговоры с группой “ИСТ” о создании судостроительного альянса с принадлежащим группе Балтийским заводом. Желонкин подтвердил, что возможность создания СП обсуждается. А источник, знакомый с ходом переговоров “ИСТ” и ОПК, уверяет, что их предмет — объединение “Северной верфи” и Балтийского завода. “Одним из условий группы "ИСТ" было отсутствие на "Северной верфи" Кузыка и его людей, что, похоже, совпадало с желаниями Межпромбанка”, — утверждает источник. По его словам, “ИСТ” и Межпромбанк прицениваются к судостроительным бизнесам друг друга и, возможно, одна из сторон выкупит активы другой, чтобы создать объединенную компанию. Возможная покупка ОПК Балтийского завода была одной из тем переговоров, подтверждает источник, близкий к Межпромбанку.
Объединение необходимо обоим предприятиям, считает гендиректор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: по его словам, размер компании влияет на ее конкурентоспособность на мировом рынке вооружений. Объединившись, питерские судостроительные заводы смогли бы оптимизировать производственные процессы и увеличить свои мощности: например, на Балтийском заводе расположен ряд производств, которых нет на “Северной верфи”, — трубное и котельное, отмечает Пухов.
Пока же, по словам Желонкина, ОПК хочет выкупить долю “ИСТ” в капитале “Северной верфи” (18,7%). Вице-президент группы “ИСТ” Николай Добринов отказался от комментариев, сославшись на отсутствие официальной информации об изменении в составе акционеров верфи.
Ведомости ,
17.09.2004