|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Левая" водка заводской выделки
14.09.2004 00:01
ДЕВЯНОСТО процентов "левых" спиртных напитков на алкогольном рынке Санкт-Петербурга - индустриального производства. То есть выпущены не в домашних условиях, а на неплохо оборудованных винно-водочных заводах. Для сравнения: шесть лет назад доля водки, "произведенной" в ванной и разлитой в подвале составляла больше половины от теневого оборота спиртного.
- "Левая" водка, выпущенная на заводах, поступает в Петербург, в основном, из других регионов страны, - считает председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации Владимир Бланк. - Чтобы прийти к этому выводу, достаточно посмотреть на размеры квот на спирт в Петербурге и некоторых других регионах страны. У нас они составляют где-то около 0,7 декалитров на человека в год, а есть территории, где квоты в пересчете на душу населения будут 5-6 декалитров. Вот там и образуются "лишние" запасы спирта, что позволяет производить "левую" продукцию в промышленных объемах. Если взять данные статистики о количестве алкогольной продукции, не допущенной в итоге до розничной реализации в Санкт-Петербурге, то регионы, о которых говорит Владимир Бланк, сразу бросаются в глаза. Это Краснодарский край, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, а также ближайшие соседи: Калужская, Московская, Псковская и Ленинградская области. Причем что касается водки, тут Кабардино-Балкария, Псковская область и Северная Осетия лидируют с огромным отрывом. За восемь месяцев контролирующие органы отловили 2-3 тысячи декалитров незаконного спиртного из этих регионов, в то время как у следующей за ними Московской области - только 665 декалитров. Петербургские специалисты считают одной из основных причин массовости индустриального производства "левого" товара нынешнюю схему распределения уплаты акцизов. Сейчас восемьдесят процентов акцизного сбора по крепким напиткам и 65 процентов по вину платят акцизные склады. В большинстве своем оптовые торговцы (в Петербурге, к примеру, из 76 таких складов только 16 расположено на предприятиях - производителях спиртного). Поэтому завод, уплатив свои 20 процентов, может не думать о дальнейшей судьбе продукции. И частенько отгружает ее оптовой фирме, которую потом, бывает, просто не найти. Таким образом, масса спиртного уходит в нелегальный оборот. Комитет экономического развития Санкт-Петербурга подготовил обращение в Федеральную налоговую службу и Министерство сельского хозяйства с предложением перенести все 100 процентов уплаты акцизов на заводы-изготовители, чтобы уменьшить таким образом вероятность появления в торговле не обложенного акцизом спиртного. Кроме того, петербуржцы считают необходимым изменить порядок зачисления акцизов в бюджет. Сейчас 100 процентов их остается в ведении субъекта Федерации. Специалисты же из города на Неве считают, что деньги должны делиться пополам между федеральным и местным бюджетами (очевидно, чтобы федеральные власти были заинтересованы в наведении порядка в отрасли на всей территории страны), а потом федеральная часть - тратиться на дотации по социальным программам субъектов Федерации пропорционально численности жителей (дабы не обижать те регионы, в которых нет своих крупных водочных заводов, и не заставлять их создавать собственные производства). То есть, по большому счету, петербуржцы предлагают считать последние изменения в системе взимания и распределения акцизов неудачными и вернуться к прежней схеме. А пока федеральные власти думают, комитет экономического развития Санкт-Петербурга продолжает изобретать собственные меры защиты алкогольного рынка от "левого" товара. Иногда достаточно дешевые. Так, к примеру, председатель комитета озвучил для прессы схемы, наиболее часто используемые акцизными складами и винно-водочными предприятиями для уклонения от обложения акцизами. Это "ошибки при маркировке", отгрузка товара не существующим фирмам, "возврат нереализованной продукции". И, наконец, маркировка товара марками, предназначенными для бутылок меньшего объема (а стало быть, более дешевыми). И вот что интересно: если в июле в городе было задекларировано 1,6 миллиона бутылок объемом меньше 0,1 литра (и стало быть, получено 1,6 миллиона "малообъемных" марок), то в августе, после того как схемы уклонения от акцизов стали достоянием гласности, только 200 тысяч. Именно столько, сколько и должно, по расчетам специалистов, быть на рынке "мальков": два процента от общего числа бутылок. Да, велика сила гласности. Интересно, что принятые меры привели уже к тому, что рост акцизов от производства и оборота алкогольной продукции в городской бюджет за 7 месяцев превысил рост производства (66 процентов против 46). Теперь готовится программа мер, направленных на регулирование оборота спиртного. В ней предусматривается введение системы автоматического учета и контроля движения продукции (в соседней, кстати, Ленинградской области после нескольких лет работы этой системы количество нелегального алкоголя уменьшилось в несколько раз), ужесточение требований к акцизным складам, введение обязательных проверок импортной продукции (до сих пор ввезенное из-за границы спиртное после прохождения таможни уже никаким проверкам не подлежит, хотя отечественное, поступающее из других регионов, проверяется) и многое другое. Программа эта была вынесена на обсуждение Консультативно-экспертного совета, в который входят представители крупнейших производителей и оптовых торговцев алкоголем в Петербурге. И совет ее поддержал. Понятно, что серьезным компаниям конкуренция со стороны "левого" товара (а он занимает до 40 процентов рынка) не нужна. Ведущие фирмы решили даже создать некоммерческое объединение участников алкогольного рынка Санкт-Петербурга, чтобы сообща бороться с теневым рынком. И первым делом потребовали включения их представителей в число участников проверок деятельности акцизных складов и оптовых компаний. А также помощи в продвижении петербургской продукции на рынках других регионов. План мероприятий по повышению эффективности государственного регулирования рынка алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга на 2004-2005 годы должен быть вынесен на правительство города в конце месяца.
РГ ,
14.09.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |