|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кто сказал "поехали"?
13.09.2004 00:01
Сразу после победы на губернаторских выборах Валентина Матвиенко пообещала петербуржцам увеличить городской бюджет в два раза, а в середине июля этого года рассказала, что ведутся переговоры с 8 крупными российскими компаниями о переводе их офисов в Петербург, отчего бюджет города должен пополнится на $200 млн в год. Оставалось немногое - убить медведей с указанной стоимостью шкуры.
Поначалу слова Матвиенко экспертами были встречены скептически, однако в последнее время сразу несколько немаленьких компаний заявили о своих петербургских инициативах. Так, на прошлую неделю намечался решительный залп по одному из крупнейших косолапых в стае - совет директоров "Транснефти" должен был решить, откроет ли компания филиал в Петербурге, отчего бюджет города, по прикидкам Смольного, получит $70 млн/год. В предвкушении хороших новостей мы принялись обзванивать "медведей". К счастью москвичей и несчастью петербуржцев, медведи оказались целы и почти не продырявлены. Единственный, кто сделал хоть что-то, дабы попасть на петербургскую мушку, - "Транснефть", крупнейший монополист, объединяющий все магистральные нефтепроводы России. Еще 18 августа, появившись в Петербург, вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал, что компания уже готовит документы для того, чтоб открыть в Петербурге филиал для управления Балтийской трубопроводной системой (БТС). Совет директоров наметили на 6 сентября. - Совет не состоялся, - рассказал Сергей Григорьев "Городу" на прошлой неделе. - Когда он пройдет, определит в скором времени председатель совета директоров Виктор Христенко. Решение об открытии петербургского филиала должно принять или отвергнуть общее голосование членов совета. Пока ясно одно - о переносе головного офиса "Транснефти" в Петербург вместе со всеми работниками и налогами не может быть и речи. Это просто несерьезно. Мы собираемся открыть у вас только филиал компании, который будет управлять Балтийской трубопроводной системой. В отличие от нашей дочерней фирмы "Балтнефтепровод", которая уже базируется в Петербурге и занимается строительством и эксплуатацией БТС, но, будучи просто подрядчиком, ничего не решает, филиал будет управлять имуществом БТС и заниматься другими стратегическими вопросами, в том числе финансовыми. Какая-то часть налогов попадет в бюджет Петербурга - скорее всего налог на прибыль, налог на имущество, но количественно определить общую сумму ежегодных поступлений в бюджет не берусь. Тем не менее кое-какие прикидки сделать можно. БТС - гигантский комплекс трубопроводов, качающий нефть из Тимано-Печорского и Западно-Сибирского нефтегазоносных регионов, а также из Казахстана. Все это заканчивается нефтеналивным портом в Приморске под Выборгом. На кране сидит компания "Транснефть", 75% акций которой принадлежат государству. Балтийская трубопроводная система составляет львиную долю стоимости "Транснефти", к августу 2004 года ее пропускная способность достигла 47,7 млн тонн нефти в год. Таким образом, при нынешних ценах на нефть - $40/баррель (159 литров) и при более-менее типичной плотности нефти (0,9 кг/л) через Приморск на Запад ежегодно утекает $13,3 млрд. На какую же часть этих денег может претендовать бюджет Петербурга? По подсчетам, которые по нашей просьбе сделали эксперты, - на 1/1000. В новый филиал с баланса головной компании, по оценке московских аналитиков и международных консалтинговых фирм, утечет примерно 50% активов БТС, а из бюджета Москвы к нам - от $35 млн до $50 млн/год. Однако это оптимистичные оценки. Расчетами подтверждены пока что только $11,4 млн - региональная часть налога на прибыль, который по прогнозам на 2004 год составит $60 млн. Кроме этого - мелкие региональные налоги и сборы и налог на имущество, который мог бы составить весьма существенную сумму, однако по коварным российским законам магистральные трубопроводы этим налогом не облагаются. Так что по пессимистичным прогнозам городской бюджет может рассчитывать примерно на 13 миллионов долларов в год. С другими компаниями, что назывались в числе претендентов, все еще более запутано. 3 сентября президент "Совкомфлота" Дмитрий Скарга заявил, что компания переведет головной офис из Москвы в Питер до конца года. Про деньги ничего не сказал. Однако медведь "Совкомфлот", безусловно, крупный. Одна из крупнейших судоходных компаний России владеет флотом, в основном танкерным, общим дедвейтом 3,2 миллиона тонн, что составляет около 30% всего российского морского флота. Зарегистрировавшись здесь, она должна будет платить все налоги, кроме федеральных. Тюменская нефтяная компания (ТНК) - единственная из всех, кто ничего о перерегистрациях не заявлял, а просто начал работать в Петербурге и уже дал удой. У "ТНК-ВР", основанной в результате слияния концерна British Petroleum и Тюменской нефтяной компании, в Петербурге пять (5) АЗС, которые она нынешней зимой прикупила у "Фаэтона". С этих заправок, замаскированных под вывеской "Магистраль", идут кое-какие налоги в местный бюджет. Кроме того, "ТНК-ВР" сейчас делит с "Сибнефтью" автозаправки "Славнефти", выкупленные на пару по всей стране. Еще два пятна под АЗС возле КАД она намерена получить на конкурсе, который проводит Ленобласть, - тут налоги пойдут нашим соседям. Кроме того, ТНК обещала Петербургу совершенно безвозмездно перечислить $25 млн и уже отдала 155 млн руб. (эквивалент $5,3 млн) в Фонд развития Петербурга, созданный по договоренности между правительствами Петербурга и Тюменской области. На эти деньги починят фасады, кровлю, декор Смольного собора, отреставрируют металлодекор Елисеевского, фасады Адмиралтейства со стороны Александровского сада (со стороны Невы их починили к 300-летию), а 5 миллионов рублей из этого взноса пойдут на проектные работы по реставрации в Александро-Невской лавре, Новодевичьем монастыре и Каменноостровском дворце. Что всем этим компаниям в Петербурге нужно и что им обещают в качестве благодарности? Официально - абсолютно ничего. Про ТНК Матвиенко заявила, что помощь предоставляется безвозмездно и что компания не ставит никаких условий. Но все же пообещала и им, и всем прочим "привлекательный инвестиционный климат и самые благоприятные условия для бизнеса". Но скептики твердят, что кроме климата "медведям" нужно, конечно, нечто и более конкретное. С "Транснефтью" все достаточно просто - она планирует открыть площадку у нас просто из производственной необходимости. "Совкомфлот" в Петербурге может пытаться спрятаться от неприятного для него слияния с компанией "Новошип", которое наметило государство. Что же до ТНК, то наиболее любопытным кажется такое объяснение меценатской деятельности Тюменской нефтяной: взнос в Фонд развития Петербурга - это инициатива самой ТНК, желающей обратить на себя внимание главного петербуржца страны. Тем более что один из совладельцев ТНК Виктор Вексельберг уже совершал подобные действия - в частности, прославился тем, что купил за 100 миллионов долларов коллекцию яиц Фаберже и демонстративно вернул их в Россию.
Город ,
13.09.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |