На неделе подтвердилась информация о слиянии двух российских авиакомпаний - петербургского ФГУАП «Пулково» и московской ГТК «Россия». Как выяснилось, Владимир Путин подписал соответствующий указ еще 24 августа. Где расположится штаб-квартира новой компании - остается секретом.Идея слияния двух государственных авиакомпаний появилась два года назад и впервые была озвучена бывшим генеральным директором «Пулково» Борисом Демченко. Питерской авиакомпанией было подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, который предусматривал, что московская «Россия» присоединится к «Пулково». Предполагалось, что на баланс петербургских авиаперевозчиков будут переданы те самолеты «России», которые не задействованы в перевозке государственных чиновников. «Пулково» получило бы выход на московский авиаузел, поскольку столичная компания базируется во Внукове. При этом новая авиакомпания стала бы одной из ведущих в стране.
Однако руководителей «России» роль ведомых вряд ли устраивала. Они готовы были объединяться в рамках подписанного в 2000 году генерального соглашения о Национальном авиационном консорциуме (НАК). Этот консорциум планировал заняться лишь совместной покупкой самолетов в лизинг. Некоторым правительственным чиновникам также не нравилось, что компания, подчиняющаяся Управлению делами президента, должна была влиться в «Пулково», а не наоборот. Поэтому на стол к президенту легла уже другая программа объединения. Она предусматривала передачу имущественных комплексов авиапредприятий (т. е. самих самолетов) новой компании (с рабочим названием «Союз»).
В таком варианте аэропортово-имущественный комплекс нынешнего «Пулково» выделялся в отдельную структуру - ФГУП «Аэропорт Пулково», а на балансе Управления делами президента осталось бы несколько самолетов бывшей «России» для перевозок первых лиц государства (обслуживать их полеты должен был летный состав новой авиакомпании). Этот проект и был представлен в феврале 2004 года на встрече командно-руководящего состава «Пулково» с главой государственной службы гражданской авиации Александром Нерадько, полпредом Ильей Клебановым и губернатором Валентиной Матвиенко. Пресс-служба «Пулково» заявила тогда, что объединенное авиапредприятие будет зарегистрировано в Петербурге, что позволит значительно увеличить поступления в бюджет города.
Впоследствии появились слухи о том, что головной офис все-таки обоснуется в Москве, из-за чего Петербург лишится львиной доли авиационных налогов. На фоне того, что инициатор присоединения «России» к «Пулково» Борис Демченко был отправлен в почетную ссылку, это выглядело вполне реально.
Казалось бы, недавний президентский указ должен был прояснить ситуацию. Но представители ФГУАП «Пулково» и ГТК «Россия» пока откладывают официальные комментарии - до публикации постановления правительства. Неофициальные же данные противоречат друг другу. По словам одного из сотрудников «Пулково», предприятие разделится на аэропорт и авиакомпанию, которая все-таки присоединится к «России». Но обнародовать эту информацию пока не велено, потому что никто толком ничего не знает. В Министерстве транспорта, в ведение которого должна отойти новая авиакомпания, деление подтверждают, но говорят, что присоединяться будет все-таки «Россия», а не «Пулково». Как будет называться объединение и где оно будет прописано, тоже никто не знает.
Так что остается ждать официальной публикации текста указа и постановления правительства. Тогда и станет понятно, с чем останется Петербург - с большой авиакомпанией, приносящей солидную прибыль в городской бюджет, или с хорошим, но все же запасным, аэродромом для московской хозяйки.
Справка
ФГУП «Пулково» объединяет аэропорт и авиакомпанию, имеющую представительства в 43 городах мира. Парк «Пулково» насчитывает 42 самолета.
ГТК «Россия» осуществляет перевозки первых лиц государства и выполнение коммерческих пассажирских перевозок. Парк авиакомпании состоит из 40 самолетов.
Город ,
6.09.2004