21 сентября - это уже совсем скоро - городское правительство рассмотрит проект бюджета на 2005 год. До 1 октября он должен быть внесен в Законодательное собрание, после чего на протяжении примерно полутора месяцев будет обсуждаться и приниматься.
В прошлом году бюджетный процесс прошел сравнительно легко - только что избранной губернатором Валентине Матвиенко никто особо не перечил. Нынче может оказаться сложнее, но не потому, что авторитет губернатора упал, а потому, что сами по себе проблемы питерской казны резко обострились.
Бюджет-2004 - около 87 миллиардов рублей, в 2005 году доходная часть возрастет до 101 миллиарда. Казалось бы, замечательно - ведь расчетная инфляция не должна превысить 10%, но вот незадача: по расчетам председателя Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимира Барканова, для покрытия минимальных потребностей городу нужны 145 миллиардов.
Дефицит бюджета в 45% - это, что называется, из области ненаучной фантастики. Покрыть его за счет увеличения государственного долга невозможно: и не дадут столько взаймы, и федеральный закон не позволяет иметь такой дефицит (в этом случае придется ввести внешнее управление). На практике «виртуальная часть» казны планируется всего в 4 миллиарда рублей (то есть прогнозируемые расходы мегаполиса составят 105 миллиардов).
Год будет тяжелым - как мы уже рассказывали читателям, в результате пресловутой «монетизации льгот» и перекладывания на плечи города расходов по обеспечению в этом ракурсе ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных, из казны будет потрачено не менее 6 миллиардов рублей. И еще 3 миллиарда, по оценке г-на Барканова, мы потеряем из-за изменений налогового законодательства. («Наверх» уйдет часть питерской доли налога на прибыль и податей за пользование водными объектами, к тому же исчезает налог на рекламу.)
Чтобы жить по средствам, резко усиливать собственное налоговое бремя (в целях пополнения бюджета) неразумно, да и фактически невозможно. Неразумно - ибо будет задавлен местный бизнес, а невозможно - потому что федеральное законодательство позволяет Питеру лишь небольшие вариации налоговых ставок.
Тем не менее в 2005 году увеличатся ставки налогов на игорный бизнес, налога на вмененный доход и транспортного налога. Это позволит пополнить городскую казну на 1,5 миллиарда рублей.
Из ближайших неприятностей - рост платы за жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на то, что тарифы уже повышены (после чего, как уверяли в Смольном, качество сервиса должно было взлететь до небес), выяснилось, что Комитету по содержанию жилищного фонда администрации опять не хватает денег. Скорее всего, прибавку он получит, во-первых, из казны, во-вторых - в результате очередного увеличения прайса за услуги. К сожалению, если до конца года будет принят новый Жилищный кодекс, жилищно-коммунальные платежи в нашем городе будут устанавливаться уже не местным законом, а питерской администрацией. Во всяком случае, такая норма заложена в проект ЖК (пока он принят только в первом чтении) относительно Москвы и Петербурга. Если учесть, что с 1 октября поднимется и абонентская плата за стационарный телефон - перспективы становятся совсем грустными...
Единственное, что немного утешает, - по словам г-на Барканова, больше не будет «депутатской поправки», она же «резервный фонд». По крайней мере, в прежнем виде. Будут только поправки, представленные фракциями (а не отдельными народными избранниками) ко второму чтению бюджета, да еще и сопровождаемые подробной сметой. Правда, ничто не помешает парламентариям при том же втором чтении договориться «как-то иначе» и распределить так, как они считают нужным, любую часть казенных денег.
Новая газета-СПб ,
6.09.2004