|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дедка -- за бабки, бабки -- за льготы
2.08.2004 00:01
Закон о монетизации льгот, ради обсуждения которого Государственная дума специально прервала свои каникулы, будет принят уже к концу августа. Хотя закон почти готов, никто сейчас не может до конца предсказать, как его появление скажется и на самих льготниках, и на региональных бюджетах. "Город" решил разобраться, как замена льгот отразится на Петербурге. Пока петербургские чиновники излучают оптимизм и уверяют, что все будет хорошо. Однако признают, что сами не знают до конца всех деталей реформы. Как петербургские власти готовятся к монетизации льгот, "Городу" рассказала вице-губернатор по социальным вопросам Людмила Косткина. - Каких льготников будет финансировать городской бюджет после реформы? - Пока речь идет о трех категориях -- труженики тыла, репрессированные и ветераны труда -- их всего 270 тысяч. Нам повезло, что жители блокадного Ленинграда, которые, как правило, являются ветеранами труда или тружениками тыла, попали в федеральный бюджет. Плюс по региональному закону имеют право на бесплатный проезд 207 тысяч простых пенсионеров. - Городские льготы тоже будут заменены денежными компенсациями? - Да, городское законодательство будут менять после изменения федерального. - Насколько увеличатся затраты города после реформы? - Они останутся примерно на том же уровне, что и сейчас, -- где-то 8 -- 9 миллиардов. Но это приблизительные оценки -- ведь федеральный закон о монетизации льгот пока не принят. - Считается, что для богатых регионов реформа будет невыгодной. Московские депутаты и мэр написали отрицательное заключение на этот законопроект... - То есть у вас нет претензий к федеральным законодателям? - Мы настаиваем на том, что в Петербурге, как и в Москве, должен быть увеличивающий коэффициент, порядка 1,2. Жизнь в крупных городах дорогая, и если в Белгороде тысяча рублей, которую получит льготник, -- это деньги, то у нас -- нет. Всем одинаково -- это хорошо, но в данном случае неправильно. - Какие льготы сейчас самые затратные? - Самое дорогое -- льготы по жилищно-коммунальным услугам, но их пока заменять компенсациями не будут. Кроме того -- транспорт, медикаменты, зубопротезирование. - Как будут компенсироваться льготы по городскому транспорту? - Пока не знаю. Транспортники не очень хотят выпускать льготные карточки, потому что по ним будут кататься не только льготники, но и члены их семей. - Сколько сейчас город платит за бесплатный проезд льготников? - Мы отдаем транспортникам 3,6 миллиарда за всех льготников. А они выставляют счета на 7,2 миллиарда. - Вы не согласны с этой оценкой или у города просто нет таких денег? - У нас нет таких денег, во-первых, а во-вторых, это их оценка. Для объективной оценки необходимо провести глобальное исследование, мы его не проводили -- мы платим столько, сколько имеем. - Очевидно, что городской бюджет разорится на одних только компенсациях за бесплатный проезд. - Почему разорится? На городском бюджете после реформы останется только 400 тысяч льготников и простых пенсионеров. Всех остальных будет финансировать федеральный бюджет. - Как сейчас делят льготников между собой региональный и федеральные бюджеты? - То есть и 11 миллиардов в следующем году городские льготники от федерального бюджета могут не дождаться? - Думаю в федеральном бюджете деньги найдены, но ветераны боятся. Одно дело -- не дать денег региональному бюджету, когда они понимают, что мы все равно будем из последних сил тянуть эти два закона и иметь массу проблем. А другое дело -- недодать конкретным людям. Представляете, они взяли на себя 780 тысяч человек, и вдруг не будут им платить. Но люди все равно не верят, их обманывали много раз. Люди боятся инфляции. И еще они, конечно, переживают, что теряют свой статус. - Известно, что на региональный уровень переведут ряд "неветеранских" льгот... - Да, детские пособия, которые сейчас составляют 70 рублей, -- мы их будем делать больше, льготы сиротам, донорам, врачам, работающим с опасными больными, -- все это ляжет на регионы. Поэтому по ветеранам мы вписываемся в те суммы, которые были раньше, а что касается остальных законов -- будем ждать, когда их примут. - Во сколько обойдутся городу все эти законы? - Мы пока не знаем, но этот вопрос прорабатывается. - Федеральный бюджет планирует в качестве компенсации поделиться с регионами какими-нибудь налогами? - Федеральный? Планирует -- только наоборот. По единому социальному налогу, например, у нас забирают миллиард с лишним. Нам придется искать внутренние ресурсы. - Ваши московские коллеги написали отрицательное заключение на проект закона о монетизации льгот, а вы -- нет, хотя считается, что этот закон будет невыгодным для бюджетов крупных городов. - Мы направили обращение к Путину и Фрадкову с просьбой дать возможность самим льготникам решать, хотят ли они получать натуральные льготы или денежные компенсации. Кроме того, по инициативе фракции "Единой России" в Госдуме в проект закона о монетизации льгот внесены существенные изменения. Три льготы, дотирующиеся из федерального бюджета: бесплатные лекарства, проезд на пригородном транспорте и санаторно-курортное лечение будут объединены в один социальный пакет, и любой льготник может их получать так же, как и прежде. За это из суммы его денежной компенсации будет вычтено 440 рублей. Кроме того, та сумма, которая добавляется в виде компенсации, не будет учитываться в среднедушевом доходе семьи. Вы поймите, что на сегодняшний день значительное количество льгот попадает к обеспеченным гражданам. А налоги, пополняющие государственный бюджет, платят все, включая самых бедных. - Ваши избиратели, наверное, были бы рады, если бы вы выступили против реформы. - Эта реформа очень неожиданная, и из-за отсутствия информации в рядах льготников возникла тревога. И мне, и многим моим коллегам начинаются звонки от избирателей. Однако эта реформа необходима и полезна. Приведу простой пример: льготу по бесплатному курортному лечению имеют по всей стране 10 миллионов человек, а реально пользуются -- 200 тысяч, то есть 2%. Потому что она не обеспечена деньгами и добиться ее можно только "по блату". Поэтому, может быть, имеет смысл получать некую компенсацию, накопить и куда-то поехать, чем так ни разу в жизни этой льготой и не воспользоваться. Думаю, местными законодательными актами мы сможем хотя бы отчасти компенсировать недостатки федерального законодательства о замене льгот в соответствии со спецификой нашего региона. Федерация пусть разберется со своими льготами, а мы будем разбираться со своими. - Когда вы будете монетизировать городские льготы? - Те льготы, которые финансируются из городского бюджета, пока трогать никто не собирается. Когда вступит в силу федеральный закон, там будет представление, что и нам необходимо начать монетизацию. Но пока льготы по городскому транспорту, жилью и телефонам, которые оплачиваются городским бюджетом, сохранятся в прежнем виде. Мне кажется, лучше добиться того, чтобы те льготы, которые обеспечиваются из федерального бюджета, исполнялись в полном объеме. Город же сам справится со своими обязательствами. Ведь город, на самом деле, своих людей не подводит, а вот федеральный центр... - Тем не менее в следующем году городские льготы будут заменятся компенсациями? - Скорее всего, весь следующий год мы будем жить по старым правилам -- для того чтобы реформировать систему льгот к 2005 году, нужно принять все льготные законы до бюджета. Бюджет принимается в октябре, и вряд ли мы успеем. - То есть льготники будут жить по двум правилам одновременно? - Почему нет. Льготники будут понимать -- на электричке действуют федеральные льготы, поэтому там они должны платить, а внутри города могут ездить бесплатно. Будет эволюционный подход, эволюция всегда лучше революции. Хочу добавить, что мы уже предусмотрели в бюджете будущего года только на возмещение транспортных льгот сумму в 3,2 млрд рублей. В этом году она составила 3 млрд. То есть на 200 млн рублей больше предусмотрено выделить на покрытие льгот на общественный транспорт. - Оценок нет, но я надеюсь, что реформа нацелена не на то, чтобы увеличить бюджетные расходы, а наоборот -- чтобы их оптимизировать и уменьшить. Если монетизацию проводить, то только с точки зрения сокращения расходов бюджета. Иначе смысла в этом нет. Я думаю, что для города льготы должны стать не дороже, а дешевле.
Город ,
2.08.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |