Инфляции в Питере нет. Есть рост цен
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) выдал цифры инфляции на потребительском рынке Петербурга в I полугодии 2004 года. Оказывается, в I квартале индекс цен в этом секторе составил 103,8 процента по равнению с аналогичным периодом прошлого года, а во II квартале - и вовсе 101,8 процента. Итого за полугодие товары подорожали на 5,6 процента. Меня, как жителя Питера и автомобилиста, эта благополучная статистика удивила. Бензин за 6 месяцев, например, подорожал на 30 процентов, колбаса - процентов на 10, хлеб - на 15 - 20. Квартплата с июля возрастет на 20 процентов, но на индексе потребительских цен это не отразится.
20 миллиардов "неучтенки"
Начальник управления потребительского рынка КЭРППТ Николай Архипов сообщил, что бензин и коммунальные тарифы к сфере деятельности управления не относятся. "Мы отслеживаем только цены на товары, которые продаются в магазинах и на рынках", - сообщил чиновник.
А жаль. Возьмем бензин. Ежегодно в Питере реализуется полтора миллиона тонн нефтепродуктов. Годовой оборот этого рынка - около 20 миллиардов рублей, а общий товарооборот предприятий потребительского рынка в I полугодии 2004 года - 94 миллиарда. Войди рост цен на бензин в статистику КЭРППТ - и цифры получились бы куда менее благостные. Но честные. Разве мне легче оттого, что торговля на АЗС, по мнению чиновников, торговлей не является? Вместо тысячи рублей в январе этого года я стал тратить тысячу триста в июле при том же пробеге.
КЭРППТ, кстати, является ответственным за поступление в бюджет топливных акцизов. Такой вот парадокс - бензиновые деньги в казну выбивает именно комитет экономики, а рост цен на него в темпах инфляции на потребительском рынке этот комитет не учитывает.
В августе горожане понесут в сберкассы первые дополнительные миллионы за услуги ЖКХ. Жилконторы их охотно оприходуют, кошельки петербуржцев заплачут, но опять-таки инфляцией это считаться не будет.
Хлеб напомнил о продовольственной безопасности
КЭРППТ сообщил, что с начала 2004 года хлеб в нашем городе подорожал на 5 процентов, а после известного февральского соглашения администрации с хлебопеками цены на продукт номер 1 практически не повышались. Правда, во второй половине 2003 года хлеб подорожал на 30 процентов, что вызвало народный протест и вмешательство власти.
Хлебный бунт сыграл и позитивную роль: чиновники вспомнили о ГУП "Продовольственная корпорация". Эта компания существовала и до хлебного кризиса и была призвана отслеживать ситуацию в группе товаров первой необходимости - картофеля, молока, хлеба и т. п. Но финансировалась "Продовольственная корпорация" слабо, на ситуацию на рынке влиять не могла, ее менеджеры особым рвением не отличались.
После хлебной эпопеи Смольный в одночасье снял руководителей корпорации, дал ей денег в стабилизационный фонд, и теперь, по мнению господина Архипова, "Продовольственная корпорация" станет гарантом продовольственной безопасности города.
И все равно данные КЭРППТ о ценах на хлеб разнятся с моими личными данными. Уже после февраля "Столичный" в нарезке (семья покупает этот сорт) подорожал почти на рубль, а если считать с января - на 2,50. Это почти 20 процентов, а никак не 5, о которых говорит официальная сводка. Возможно, тому причиной аппетиты владельцев булочной.
Чиновники утверждают: темпы роста розничных цен на мясо птицы, колбасу, сливочное и подсолнечное масло, твердые сыры, яйцо, картофель оказались ниже среднего роста цен на продовольственные товары, который с начала года составил 5,3 процента. Опять не всему верю: любимая "Молочная" колбаса в близлежащем магазине подорожала за 6 месяцев с 97 до 111 рублей за килограмм, картофель - с 11 до 15 рублей.
Да и сам КЭРППТ признает, что с начала года плодоовощная продукция стала дороже на 15,1 процента. Правда, комитет отмечает, что в прошлом году за тот же период овощи взметнулись в цене на 33,3 процента и налицо прогресс. Что да, то да: весной - летом 2003 года капуста и морковка стоили немыслимые для региона, их производящего, деньги - 20 - 25 рублей за килограмм. Причины прогресса - хороший урожай в Ленинградской области.
В этом году комитет экономики планирует закрепить успех: он заключил с хозяйствами региона соглашение "О взаимодействии в области реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на городских сельскохозяйственных рынках". Это означает, что на пути овощей к прилавку поставят заслон перекупщикам. Хотелось бы, чтобы соглашение не осталось декларацией.
Жить стало веселее
Доля рынков в обороте розничной торговли уменьшилась с 16,7 до 14,5 процента - их вытесняют магазины-дискаунты ("Пятерочка", "Дикси", "Копейка" и т. д.) и торговые сети. Бюджет это радует, так как в рядах под открытым небом торговля идет без контрольно-кассовых машин, а значит, без налога с оборота. По оценкам Николая Архипова, около 80 процентов оборота рынков (а это 10 миллиардов рублей) увозятся в основном в южные края.
В Петербурге функционируют 39 рынков (из них 18 - сельскохозяйственных) с числом торговых мест 12 700 и 264 комплекса мелкорозничной торговли. Город из-за теневой системы арендной платы недополучает миллионы долларов в год, но навести порядок в этой сфере, как признает господин Архипов, очень сложно. В основном потому, что в теневых играх участвуют правоохранительные органы.
"Недавно проверяли ларечников Невского района, - вспоминает начальник управления потребительского рынка. - В некоторых точках зафиксировали нелегальную торговлю алкоголем. Вызвали на помощь сотрудников ближайшего отделения милиции - те конфисковывать товар отказались. Пришлось обращаться непосредственно в Невское РУВД. Там якобы приняли меры, но на следующий день в тех же ларьках продавался алкогольный конфискат!"
Петербуржцы стали зарабатывать больше, и у людей меняется психология. Покупая что-то с рук, они понимают, что бракованный товар без чека не вернуть, - и поворачиваются в сторону магазина.
О платежеспособности населения говорит и рост предприятий общепита с 4,2 до 4,6 процента в общем объеме товарооборота. Эта сеть насчитывает 4705 единиц, из них 1553 предприятия быстрого обслуживания. В центральных районах преобладают рестораны, кафе, бары, в промышленных и спальных - закусочные, столовые и буфеты.
Горожанам надоело жаловаться
При управлении потребительского рынка организована горячая линия (телефон 312-63-72), по которой петербуржцы могут получить необходимую помощь и консультацию.
Структура жалоб отражена на диаграммах, но удивляет другое - низкая активность горожан. За полгода чиновникам пожаловались только 867 человек. Что это - неверие в помощь чиновников либо люди, покупая дешевые товары, понимали, на что идут?
На днях заехал на Троицкий рынок присмотреть обувь. Мало того что даже в будни было не протолкнуться (решил больше туда не ездить), поразили ценники: 200 - 300 рублей за пару. О какой коже или, на худой конец, ее заменителе может идти речь за такие деньги?
Вечерний Петербург ,
26.07.2004