В официальном биографическом справочнике "Кто есть кто в Санкт-Петербурге" образца 1999 года жизненный путь Михаила Глущенко уместился всего в нескольких строчках: родился 5 мая 1957 года, стал вице-президентом городской Ассоциации ветеранов бокса, а в 1995 году избран депутатом Госдумы РФ по Ленинградскому областному региональному списку ЛДПР, член фракции ЛДПР в Госдуме РФ. Между тем неофициальная биография Михаила Ивановича гораздо интереснее и насыщена куда более яркими событиями, нежели четырехлетнее пребывание в стенах Белого дома.
Еще несколько лет назад имя Глущенко входило в число универсальных журналистских штампов, использовавшихся в тех случаях, когда журналистам требовалось привести красноречивый пример циничного проникновения российского криминала во власть. Судите сами - ко времени получения думского мандата Михаил Иванович успел получить срок за изнасилование, пройти курс принудительного обследования в психиатрической больнице, принять участие в знаменитой криминальной разборке в Девяткине, дважды быть задержанным за незаконное хранение оружия, получить устойчивую репутацию одного из лидеров "тамбовских" ОПГ, стать объектом покушения, оформиться в качестве "советника Жириновского по Санкт-Петербургу" и после всего этого получить наконец вожделенные депутатские "корочки".
По истечении депутатских полномочий Михаил Иванович предпринял несколько настойчивых попыток сохранить себя в Белом доме, однако, с треском проиграв пару выборных кампаний, в конечном итоге в Думу так и не попал. С этого момента его основные ресурсы - почетная должность вице-президента Ассоциации бокса, загодя созданная "Северо-Западная мазутная компания" (в которой Глущенко числился одним из учредителей), а также тянущаяся с давних пор нехорошая "тамбовская" слава. Причем не просто авторитетного представителя так называемой "тамбовской бизнес-группы", а чуть ли не главного лидера ее "силового блока".
Так, в частности, Михаилу Глущенко приписывали связь с группировкой Владимира Беляева (он же Боб Кемеровский, в декабре 2003 года осужден к 21 году лишения свободы) и с так называемой "группой Игоря Сбитнева", участники которой обвинялись в совершении ряда преступлений, включая покушение на убийство Михаила Ошерова (в том же декабре 2003 года Игорь Сбитнев оправдан судом в связи с "непричастностью к преступлениям").
По странному стечению обстоятельств вскоре после задержания Игоря Сбитнева Михаил Глущенко вдруг в спешном порядке покинул территорию России и осел на бескрайних просторах Объединенного европейского сообщества (по одним данным, в Испании, по другим - в Швейцарии). Возможно, тем самым Глущенко решил перестраховаться и дистанцироваться от вышеназванных уголовных дел, в ходе расследования которых у следователей могли возникнуть вопросы и к нему. Впрочем, не исключено, что Михаил Иванович почувствовал, что заметно горячей стало и вокруг еще одного громкого дела - убийства Галины Старовойтовой.
Факт остается фактом: в скором времени после отъезда (или бегства?) Глущенко сотрудники ФСБ арестовывают по подозрению в организации убийства Старовойтовой Юрия Колчина (Юра Брянский) и членов его группировки. В данном случае отрицать факт давнего личного знакомства Глущенко с Колчиным не берется никто. Как результат возникает версия о возможной причастности экс-депутата ЛДПР к так называемому "делу Старовойтовой". Тогда же создается впечатление, что к Михаилу Ивановичу намереваются примерить чуть ли не все громкие преступления, случившиеся в Питере в последние годы. В некоторых изданиях появились полупрозрачные намеки на возможную причастность Михаила Глущенко к еще двум громким убийствам - Руслана Коляка в Ялте и Константина Яковлева в Москве.
Между тем сегодня говорить о причастности Глущенко хотя бы к одному из упомянутых "киллерских" дел нельзя - несмотря на многочисленные слухи, пока ни в одном из них он вроде как официально не фигурирует. Однако похоже, что это обстоятельство едва ли подвигнет его в обозримом будущем вернуться на родину.
Тайный советник ,
12.07.2004