На прошлой неделе произошло чрезвычайное происшествие на одном из пирсов в Финском заливе, принадлежащем, как говорят, военным морякам. По сведениям наших источников, обрушился причал. Произошло это во время погрузки нефтепродуктов с машины на танкер. По одним данным, под воду ушло только мазутоперекачивающее устройство, по другим - на дне оказался сам мазутовоз. Сколько нефтепродуктов в результате происшествия оказалось в заливе - неизвестно...
По данным источника "Известий", на бункеровку не были оформлены соответствующие документы. Вроде бы работа одной из серых бункеровочных фирм Петербурга велась нелегально, по договоренности с военными. Поэтому замешанные в этой истории лица, как говорят, предприняли максимум усилий, чтобы замолчать инцидент. Сделать это просто, учитывая режимность объектов военных.
Регистрируются только 40 нефтеразливов
Мы уже не раз писали о сложившейся в Петербурге практике "серых" бункеровок нефтепродуктов. Напомним, что речь идет о перевалке мазута и нефти с автоцистерн на танкеры. Ряд фирм-трейдеров при этом нарушают установленные правила: осуществляют перевалку на заброшенных причальных стенках и береговых укреплениях. У них нет спецтехники и согласований с контролирующими службами. Эти фирмы и получили название серых бункеровщиков.
Благодаря им акватория Финского залива постоянно загрязняется нефтепродуктами, порой случаются и экологические катастрофы. Эксперты считают, что каждый год происходит около 40 официально зарегистрированных нефтеразливов. Реальные цифры неизвестны. Большая часть происшествий остается на совести серых бункеровщиков.
Серые бункеровщики и черный пиар
Публикации "Известий" не остались без внимания. От общественных и экологических организаций поступила масса обращений в Минтранс, прокуратуру, Министерство природы, МЧС, губернатору города. Чиновники отреагировали множеством заседаний, совещаний и рабочих встреч. Был даже выработан проект "координации деятельности в области перемещения нефтепродуктов в Петербурге и Ленобласти".
Не остались в долгу и компании, замеченные в серой бункеровке нефтепродуктов. Их ответ был своеобразен. В конце прошлого года они собрали "экологический форум", на котором обвинили СМИ в "черном пиаре". Через месяц одну из фирм-устроительниц "экологического форума", призывающую "переломить хребет черному пиару" уличили в перевалке мазута на совершенно неподготовленном причале базы Литке...
После шума чиновники действительно прикрыли пару-тройку серых пунктов нефтеперевалки. Но, видимо, на этом успокоились. А зря. Серые продолжают процветать... В частности, под прикрытием военных моряков.
"Виновные привлечены, меры приняты"
В составе ЛенВМБ действуют две базы горючего. Это в/часть 51317 (Ломоносов) и в/ч 49278 (Кронштадт). Обе в прошлом году проверяла нефтяная инспекция петербургского Энергонадзора. По результатам проверок инспекция дала заключение, что базы могут выполнять работы по хранению нефти, газа и продуктов их переработки. В сентябре прошлого года Минэнерго выдало им лицензии на данную деятельность.
Работу по хранению и перевалке нефтепродуктов регулярно проверяет экологическая служба ЛенВМБ и Балтийская спецморинспекция.
Командиры Ленинградской военной морской базы категорически отрицают, что нынешнее происшествие случилось на их пирсе.
Однако известно, что в прошлом году здесь уже произошли два ЧП. В июле и сентябре нефтепродукты попали в акваторию Военной гавани (Ломоносов) при бункеровке гражданских судов. Военная прокуратура Кронштадтского гарнизона провела расследование и в ответ на запрос Общества защиты законных прав граждан сообщила: "Виновные должностные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Приняты дополнительные меры по обеспечению экологической безопасности при проведении бункеровки судов".
Военные решают свои проблемы за счет экологии
Военные моряки уже давно предоставляют услуги по перевалке и перевозке нефтепродуктов коммерческим структурам. Договоры заключаются на "оказание услуг", фактически же, можно предположить, происходит скрытая аренда причала. За аренду коммерсанты, как говорят, не платят.
Официально существует приказ министра обороны от 1993 года: военные оказывают услуги коммерсантам, чтобы поддерживать нормальное техническое состояние своих нефтебаз. Но на эту ли поддержку идут деньги военным морякам? Есть мнение, что их оборудование находится в плачевном состоянии и практически не пригодно для работы. Кстати, обрушившийся причал в Ломоносове - не исключение. Говорят, в прошлом году треснул причал в Корабельной гавани Кронштадта, едва только на него заехал мазутовоз.
Проблемы военных понять можно. Недостаточное финансирование и т.д. Но почему проблемы флота должны оборачиваться потенциальной экологической угрозой Финскому заливу? Не случайно ведь, наверное, серые коммерсанты прячутся под белыми кителями моряков.
"Избежать аварий в таких условиях невозможно"
Причин "серобункеровочной беды" несколько. Все они связаны с недостаточно добросовестным выполнением контролирующими органами своих обязанностей. Например, одна из основных лазеек - использование серыми лицензий на погрузочно-разгрузочные работы, выданных для погрузки других грузов. Формально лицензия есть, а фактически контроля за перевалкой нефтепродуктов нет.
В апреле этого года Олег Никиткин, и.о. руководителя петербургского Департамента охраны окружающей среды, написал письмо министру транспорта.
"...Особое беспокойство вызывает эксплуатация необорудованных надлежащим образом причальных сооружений для погрузки нефтепродуктов... Большое количество причалов используется коммерческими организациями для погрузки нефтепродуктов без соблюдения элементарных норм безопасности, без применения специализированного оборудования, не говоря уж об отсутствии необходимых согласований со стороны контролирующих служб. В таких условиях избежать загрязнения окружающей среды нефтепродуктами невозможно... незаконная и представляющая опасность эксплуатация неприспособленных причалов продолжается. В частности, такие факты зарегистрированы на ОАО "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"...
Г-н Никиткин считает, что повысить эффективность ведения контроля за безопасностью гидротехнических сооружений может только выдача лицензий на погрузо-разгрузочные работы и выдача деклараций готовности ОТЭС к эксплуатации причалов.
"В порту ежедневно создаются условия для ЧП"
Серые бункеровщики не знают, что предпринять, если в результате аварии нефтепродукты начнут сливаться в залив.
По мнению Олега Ашихмина, президента Нефтяного клуба Петербурга, сейчас подписание плана ликвидации аварийных разливов нефти стало формальным актом, и ряд компаний, не имеющих лицензии на погрузку-разгрузку нефтепродуктов и работающих на несертифицированных причалах, легко получают необходимые документы.
- В Петербургском порту ежедневно создаются условия для чрезвычайных происшествий и техногенных аварий при полной осведомленности об этом органов ГО и ЧС, - говорит Ашихмин.
Серая половина
Объем перевалки нефти в порту Петербурга, производимый с нарушением законодательства, неуклонно увеличивается. В декабре прошлого года он составил около 40 тысяч тонн. Это чуть меньше половины общего объема рынка! Серая перевалка вряд ли отражается в бухгалтерской отчетности.
По оценкам экспертов, потери бюджетов различных уровней составляют более 3 млн рублей ежемесячно. Аналитики считают, что к 2010 году оборот бункерного бизнеса может достичь 3,5 млн тонн. Уже в прошлом году объем перевалки нефтепродуктов составлял 1 млн 100 тыс. тонн.
Все эти цифры учитывают серый стивидорный бизнес. Следовательно, риск техногенных аварий в Финском заливе увеличивается с каждым днем.
Известия-СПб ,
8.07.2004