|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Местечковые разборки затягиваются
6.07.2004 00:01
Очередные выборы муниципальных органов самовластия не принесли никаких неожиданностей: горожане, как обычно, их не заметили. Как и ранее, Петербург попросту проигнорировал новую систему органов местного самоуправления. Что неудивительно. Сами вы не местные Новая система органов муниципального самоуправления создавалась шесть лет назад, когда России нужно было срочно вступить в Совет Европы. Без изменений в сфере местных органов власти сделать это было невозможно, и поэтому реформировались быстро. Ранее в Петербурге существовала понятная система, оставшаяся с советских времен: в каждом административном районе был один орган назначаемой исполнительной власти (тогда - администрация, сейчас - территориальное управление) и один - выборной законодательной (Совет). В результате приведения к «европейским» стандартам в городе появилось 111 местных советов, выбираемых жителями. Столь мелкое дробление практически сразу же выявило недостатки новой системы: непонятные полномочия советов, скудное финансирование и фактическое отсутствие законодательных возможностей. Эти проблемы прекрасно понимают как чиновники в Смольном, так и народные избранники в ЗакСе. Но лучше всего их понимают сами депутаты-муниципалы и жители, интересы которых эти муниципалы должны защищать. Оказалось, что горожанам местная власть, максимально приближенная к ним самим, попросту не нужна. Главная причина - люди просто не видят особого смысла в существовании муниципалитетов в нынешнем виде. Не видят от них пользы прежде всего для себя. Невозможно переломить стойкое народное убеждение в том, что депутаты МО должны заниматься ремонтом текущих крыш, засорившимися унитазами, очисткой дворов от мусора и другой «бытовухой». И нас уже не интересует, что все эти проблемы находятся в ведении совсем других инстанций: ЖЭКов, территориальных управлений и т. п. Ну и зачем тогда нужны местные депутаты? Да ни зачем! Логика петербуржцев понятна, так что понятен и итог голосования за никому не нужный вид городской власти. На одни и те же грабли Первый удар по муниципальным органам власти был нанесен еще 14 марта этого года. Тогда более половины МО решили переизбраться вместе с президентом. Итог был удручающим: несмотря на высокую явку на президентские выборы, из 63 муниципалитетов Петербурга, решившихся пойти на выборы, только 31 оказался избранным в полном или легитимном составе. Никому не заметные выборы остальных продолжаются и по сей день. И практически с тем же успехом. Хотя проблемы ясны уже давно, реально их решать, похоже, никто не собирается. По данным социологических опросов ВЦИОМ, выделены четыре основные проблемы муниципалов. Первая: отсутствие четкой системы распределения полномочий между различными уровнями выборной власти - горожане попросту мечутся между депутатами, дворниками и президентом, не понимая, кто может и кто должен им реально помогать. Вторая: непроработанность контрольных функций и доли ответственности - люди не знают, кто кому подчиняется, кто перед кем отвечает и как их местные депутаты могут повлиять на нерадивость каких-либо чиновников (по большей части и сами депутаты этого не знают). Третья: отсутствие реального финансирования муниципалов даже в тех областях, которые непосредственно закреплены в их ведении, дескать, и рады бы помочь, да у самих карман пустой. Четвертая: кадровая проблема - низкие официальные заработки не привлекают талантливую молодежь, а те, кто поимел муниципальный опыт управленческой работы, неизменно тянутся наверх - на городской уровень. Впрочем, эти четыре проблемы - лишь верхушка айсберга. Главное - горожане попросту не считают муниципальные образования инстанцией, которая может им реально помочь. Самое распространенное мнение о возможностях муниципальных властей: «Они ничего не решают, а их сила зависит от связей с губернатором». Поэтому даже если люди и имеют представление о том, что у них есть свой местный депутат, то его функции представляются большинству как нечто среднее между дворником и сантехником. И естественно поэтому, что 70 процентов населения, по данным ВЦИОМ, попросту не знают о реальной силе муниципальных органов власти и о проводимой в этой системе реформе. Кстати, представитель губернатора в Законодательном собрании, член правительства Петербурга Михаил Бродский как-то (накануне мартовских выборов) отметил, что о резких изменениях в системе муниципальных органов власти «говорить не совсем ко времени». Мол, что есть, то есть. И пока что, по словам Бродского, большинство рядовых граждан считают, что «власть сосредоточена очень далеко» и поэтому нужно добиваться того, чтобы 50 процентов проблем решались на местах. Для этого, по его мнению, необходимы изменения в финансировании муниципалитетов, новая нормативно-правовая база их деятельности, кадровая поддержка. И главное, жители должны знать о местной власти, о ее возможностях и ответственности. Как показывает время, актуальность слов Михаила Бродского не исчезла и сейчас. Впрочем, то же время показывает, что ничего существенно с тех пор не изменилось. Провал Избранники без электората «Дополнительные» выборы можно считать состоявшимися лишь в шести муниципальных округах - из более чем восьмидесяти существующих в Петербурге, План по народным избранникам выполнили лишь в 12-м округе Сампсониевского МО, 32-м округе Полюстровского МО и пр. Полный провал - более чем в двадцати округах: здешний электорат, разъехавшийся по дачам и морским курортам, не выбрал в местные органы власти вообще ни одного депутата. Явка на избирательные участки была настолько низкой, что полноценный кворум зафиксировали только в двух муниципальных советах. Мнения экспертов Алексей Тимофеев, председатель комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административному устройству ЗС СПб: - Сейчас происходит массовая деградация избирательного процесса, потому что выборы идут уже чисто за деньги. В итоге: отношения между обществом и государством, между избирателями и институтами власти переходят в рыночные отношения по принципу «купи - продай». Есть даже Совет (N 33), где сама избирательная комиссия составила акт, в котором написано, что избиратель N признался в том, что получил за голосование 200 рублей. Так что товарно-денежные отношения прочно вошли в нашу избирательную жизнь. Что делать? Резко умнеть населению. Другого пути нет. Потому что это - единственная власть, которая является производной от народа. Вся остальная власть никакого отношения к народу не имеет.
Ваш тайный советник ,
6.07.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |