|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Опять перестройка
15.06.2004 00:01
На прошлой неделе объявлено об уходе с поста главного архитектора Петербурга Олега Харченко. Слухи о его отставке появились сразу после прихода к власти Валентины Матвиенко и теперь стали свершившимся фактом. Сам Олег Харченко объяснил причину своего ухода поэтически. На церемонии вручения Прицеровской премии, которая состоялась 31 мая в Эрмитаже, ему пришла в голову мысль о том, что пора готовить российских архитектурных лауреатов. Не все же царствовать на архитектурном Олимпе Норманам Фостерам и Захам Хадид. Главный архитектор сам когда-то окончил Академию художеств и теперь намерен целиком переключиться на преподавание архитектуры в альма-матер. Впрочем, тут же появились сообщения, что Харченко должен стать ректором академии, сменив на этом посту Альберта Чаркина, который ректорствовал всего два года, что неприлично мало для этого поста. Объясняют это, в частности, тем, что к Харченко благоволит Зураб Церетели. Для отставки главного архитектора существует множество причин, как объективных, так и субъективных. К первым относится то обстоятельство, что Харченко занимает свой пост необычно долго - с 1991 года. За это время исчезла одна страна и появилась другая, полностью изменились условия архитектурного проектирования: вместо плановой экономики пришел рынок. Прямым следствием этих изменений стала потеря комитетом по градостроительству силовых функций, в частности, по охране памятников, по лицензированию проектно-изыскательной деятельности, по архитектурному надзору за новым строительством. Кроме того, Олег Харченко, который родился в 1948 году, приблизился к пенсионному возрасту. Если уходить из чиновников с целью продолжения активной деятельности, то либо сейчас, либо никогда. Но есть и субъективные факторы. Например, одним из пунктов предвыборной кампании Валентины Матвиенко была борьба с так называемой уплотнительной застройкой. Но этот практически неизбежный в любом мегаполисе процесс (качество нового строительства - отдельная тема) продолжается. В недавнем ежегодном послании губернатора говорилось о том, что «в среднесрочной перспективе, город уйдет от уплотнительной застройки». Такая перспектива - как минимум еще несколько лет, когда и свободных пятен в городе уже не останется. А пока они еще есть - властям нужен потенциальный стрелочник, которого в случае активизации общественных возмущений можно будет назначить ответственным за происходящее. Еще одна больная архитектурная точка - строительство нового здания Мариинского театра. Известно, что именно Олег Харченко выступал за привлечение звезд мировой архитектуры. Пока шел конкурс и готовился контракт с его победителем Домиником Перро, «Мариинка-2» выглядела бумажной утопией, академическими разговорами. После заключения контракта ситуация изменилась. Теперь опять-таки кто-то должен отвечать на протесты общественности и за то, что такие протесты вообще появились. Есть еще и проблема генплана. Неоднократно приводимые Харченко аргументы о том, что в этом документе не может быть правил на все случаи жизни и он лишь отразит нынешнюю переходную экономику, не действуют на оппонентов. Общественное мнение, подогреваемое заинтересованными лицами разных уровней, ждет от генплана полного счастья, желательно в ближайшей пятилетке. Некоторые всерьез полагают, что именно этот документ раз и навсегда запретит строить небоскреб напротив их окон... Безусловно, существует и другая причина отставки Олега Харченко. После его ухода вопрос о том, кто займет освободившееся место, становится важнее всех генпланов. Среди претендентов на должность называют участника конкурса «Мариинский-2» Олега Романова и в недавнем прошлом работавшего районным архитектором Александра Викторова. Впрочем, Смольный может объявить и конкурс на замещение этой вакантной должности. Эта идея, несомненно, увлечет и петербургских законодателей, давно недовольных деятельностью Харченко, и крупнейших игроков на строительном рынке Петербурга. Правда, не все эксперты уверены, что даже если конкурс будет объявлен, он будет и завершен. Кстати, о реальных возможностях главного архитектора города существуют две противоположные точки зрения. Одни уверены, что главный архитектор - это тот, от кого зависит появление любого здания в Петербурге, за исключением разве что пивного ларька. Другие со знанием дела говорят, что председатель комитета по градостроительству лишь ставит синюю печать на архитектурных картинках. А когда вместо картинки о трех этажах появляется «натура» на восемь, главный архитектор уже не в силах что-либо изменить.
Город ,
15.06.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |