По данным комитета экономики и промышленной политики, 90 процентов средств на закупку и услуги для нужд городского парламента приходятся на "Единственный источник"
Как известно, губернатор Валентина Матвиенко одной из главных задач в своей работе провозгласила жесткую и последовательную борьбу с коррупцией. И действительно, первыми шагами городского правительства стали искоренение сомнительных "целевых" поставок для государственных нужд, оптимизация городского заказа, внедрение системы конкурсных процедур и торгов для закупок за бюджетные средства. Ожидалось, что поле деятельности для всякого рода "бизнесменов от казны" должно превратиться в выжженную пустыню, свободную от кумовства, мздоимства и "откатов". Но и в этой пустыне есть свой оазис с живительным источником и радушным хозяином - Мариинский дворец.
Дворец - историческое здание на Исаакиевской площади с шикарной архитектурой, внутренним двором и фонтаном, под сенью которого расположились депутаты Законодательного собрания, чью независимую деятельность призваны обеспечить собственная смета расходов на 485 млн рублей в год и собственный начальник - спикер городского парламента Вадим Тюльпанов. Нужды у депутатов и их помощников известны - компьютер купить, кабинет отремонтировать, кондиционер приспособить. В прошлом году на эти потребности Законодательное собрание израсходовало свыше 62 млн рублей. Но, как следует из сравнительного анализа комитета экономики и промышленной политики городской администрации, проведенного среди всех государственных учреждений Петербурга, с открытыми конкурсами закупок и услуг у наших депутатов дела обстоят самым неблагоприятным образом: 90,32% средств ушли на так называемый "единственный источник".
Источник этот - волшебная палочка для чиновника, желающего избежать выставления подряда на торги. Дело за малым: нужно отыскать какие-либо обстоятельства, вынуждающие произвести закупку у одной конкретной и, как правило, хорошо знакомой чиновнику фирмы. Например, срочные закупки, аварийные работы или отсутствие других фирм, производящих подобные товары. Судя по цифрам, складывается впечатление, что наш парламент весь 2003 год работал в условиях чрезвычайной ситуации в условиях Крайнего Севера. Обвинять правительство Петербурга в этой ситуации неправильно: Смольный пишет многочисленные справки об экономии бюджетных средств по конкурсным процедурам до 16,5% от первоначальной стоимости, пытаясь на личном примере повлиять на позицию Законодательного собрания как самостоятельный и независимый от него орган власти. Обвинять народных избранников в умышленном лоббизме фирм-поставщиков тоже бессмысленно: большинство из опрошенных нами депутатов даже не имеет представления о характере закупок и работах, проводимых аппаратом парламента.
Кто же в курсе? Скорее всего человек, руководящий этим аппаратом и чья подпись стоит на платежных распоряжениях и контрактах, - председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов. Стоит отметить, что эту колоссальную единоличную власть Вадим Альбертович приобрел в июне прошлого года, когда по его инициативе было утверждено новое положение об аппарате Законодательного собрания. Тогда было много разговоров, что это административный прорыв по сокращению бюрократов и использованию новых информационных технологий в работе городского парламента. В результате же был уволен начальник аппарата Михаил Третьяков, а весь объем полномочий по финансово-хозяйственной деятельности перешел в руки Вадима Тюльпанова. Зачем должностному лицу, по статусу равному губернаторскому, лично решать вопросы оплаты строительных работ и закупок оборудования? Видимо, игра стоит свеч. Хотя свечи имеют привычку быстро сгорать. О чем с достоверностью знает первый спикер городского парламента Юрий Кравцов, не только досрочно смещенный со своего поста, но и попавший под уголовное преследование именно из-за махинаций с бюджетными средствами. При том что, как опытный юрист, Кравцов всячески избегал проведения серьезных строительно-реставрационных работ, которые стали неотъемлемой частью Мариинского дворца в последнее время.
И как же в этой связи не вспомнить грозу местных коррупционеров, председателя Контрольно-счетной палаты Дмитрия Буренина. Неужели он, распутавший хитросплетения лекарственных закупок и хищения в дорожном фонде, не заметил разлада в собственном доме? (Напомним, что Контрольно-счетная палата является структурным подразделением Законодательного собрания.). Отнюдь. В конце прошлого года Буренин провел тотальную проверку всего аппарата городского парламента, включая даже библиотеку и пресс-центр, однако акта проверки даже никто из депутатов не получил, а весьма склонный к общению с прессой Дмитрий Буренин вдруг потерял дар речи. Злые языки утверждают, что эта странность случилась с ним как раз после откровенного разговора со спикером Вадимом Тюльпановым.
Другая странность произошла почти следом - в помещениях Контрольно-счетной палаты начался долгожданный ремонт, причем из сметы городского парламента и, что естественно, без проведения всяких конкурсных процедур. Во всяком случае в системе городского заказа никаких следов на этот счет найти не удалось. И последняя странность случилась с Контрольно-счетной палатой совсем недавно, когда в качестве ее главного специалиста-эксперта заступила на службу родная сестра спикерской жены Олеся Анепир.
Может быть, все эти странности и не говорят о возможных сознательных предпочтениях при распределении бюджетных средств. Или на них закрывают глаза из-за политической целесообразности и неких закулисных договоренностей при избрании и дальнейшем сохранении Вадима Тюльпанова на столь ответственном государственном посту. Ведь, как известно, политика - дело тонкое. Но ведь так же известно, что политическая конъюнктура быстро и неотвратимо меняется.
Известия ,
13.05.2004