|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Опять три миллиона на ветер
28.04.2004 00:01
Железнодорожники продолжают бредить идеей высокоскоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев неожиданно сообщил информагентствам, что проект «Сокол-250» все же будет жить, несмотря на то что более года назад он сам лично поставил на нем крест. Тогда, заняв кресло министра путей сообщения, г-н Фадеев был недоволен результатами работ: «Все разговоры о том, что его («Сокол-250». -- Ред.) можно довести до ума, просто выколачивание миллионов. Пустая трата денег». Теперь президент РЖД говорит: «Мы доведем экспресс до состояния, пригодного для перевозки пассажиров». «Сокол-250», способный перемещаться со скоростью 250--350 км/ч, создавался специально для магистрали Москва--Санкт-Петербург. Он должен был заменить морально устаревшие ЭР-200 (скорость 200 км/ч) и сократить время пути из одной столицы в другую до трех часов. Грандиозный проект (поезд, вокзал и трасса) был оценен в 5 млрд долл. с окупаемостью восемь лет. Его разработкой на базе завода «Трансмаш» и финансированием совместно с МПС занималось созданное в 1991 году РАО «Высокоскоростные магистрали» (70 и 30% соответственно). В 1991 году Борис Ельцин выпустил указы о строительстве дороги и поезда. Однако скоростная магистраль существует только в проекте, а вместо запланированного под «Сокол» спецдепо и транспортно-коммерческого центра остался вырытый неподалеку от Московского вокзала в Санкт-Петербурге котлован. Покровительствующий проекту экс-министр МПС Николай Аксененко хотел презентовать поезд к 300-летию Санкт-Петербурга. В 2001--2002 годах состав «Сокола-250» вышел на линию, но обкатка не удалась: в пути постоянно случались мелкие аварии. В результате госкомиссия обнаружила более 50 недостатков, связанных с безопасностью движения. В январе 2002 года г-н Аксененко лишился должности и попал в опалу Генпрокуратуры, а назначенный министром г-н Фадеев поспешил избавиться от скандально известного проекта. В начале прошлого года на совещании инвестиционного комитета новый глава МПС, обсуждая вопрос об организации скоростного пассажирского движения, назвал проект «Сокол-250», из-за которого, по его словам, «министерство потеряло время, деньги и веру» в создание системы скоростного движения в России, «исторической ошибкой». Вчера же в ходе рабочей поездки в Питер г-н Фадеев заявил, что продолжить проект железнодорожников убедил генеральный проектировщик поезда -- конструкторское бюро «Рубин» (проектировало затонувшую подлодку «Курск»). Именно его работой и был недоволен более года назад министр МПС. Теперь, судя по всему, ситуация изменилась. Однако что же именно произошло, в РЖД предпочли не обсуждать. «В прошлом году мы отказали «Рубину» в финансировании и предложили найти инвестора, который смог бы исправить недоработки и представить поезд на межведомственную комиссию», -- говорит источник в РЖД. Между тем г-н Фадеев сказал журналистам, что руководство РЖД приняло решение «профинансировать работы» «Рубина». На доводку, по данным КБ, потребуется 3 млн долларов. Ранее МПС сообщало, что на проект потрачено 450 млн долл. Но главный конструктор «Сокола» в КБ «Рубин» Александр Арсентьев вчера заявил газете «Время новостей», что «эти сведения не соответствуют действительности, и начиная с 1993 года на проект было потрачено всего 32,5 млн долл.». Другой источник в КБ считает, что временная остановка проекта была вызвана политическими причинами: «Многие иностранные партнеры, такие как Siemens, General Electric, Bombardier и др., с которыми МПС вело переговоры о создании высокоскоростного поезда, не хотели делиться технологиями и были заинтересованы, чтобы Россия не создавала собственное производство, а покупала поезда у них», -- говорит он. Например, поезд «Интерсити-экспресс» производства Siemens обходится немецкой Deutsche Bundesbahn примерно в 25 млн евро. Разовая же закупка, очевидно, возможна по более высокой цене. Г-н Фадеев, забраковав проект, возлагал надежды на совместное производство высокоскоростного поезда. Но, как уже было сказано, технологиями делиться никто не захотел. «Теперь, -- говорят в «Рубине», -- РЖД просто некуда деваться: износ подвижного состава принимает катастрофические масштабы, на проектировку нового поезда нет времени, а на закупку за границей -- денег». КБ, несмотря на закрытие проекта, по словам г-на Арсентьева, не прекращало вести работу по исправлению недостатков. И теперь, если будут найдены 3 млн долл., «Рубин» обещает через полтора года запустить «Сокол» в серийное производство. Один поезд в таком случае, по словам г-на Арсентьева, обойдется заказчику в 24 млн долл. Для высокоскоростного сообщения Москва--Питер уже требуется пять поездов, еще 13 будут необходимы до 2012 года на других маршрутах.
Время новостей ,
28.04.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |