|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В Комздраве дороже, чем в аптеке
27.04.2004 00:01
Около 3 миллионов рублей могли бы сэкономить для городского бюджета чиновники Комитета по здравоохранению, если бы вовремя заметили: производитель снизил цену лекарства почти в полтора раза. Упустив из виду эту подробность, Комздрав заключил государственный контракт на поставку онкологического препарата для льготников с фирмой «Интермедфарм». Впрочем, утверждать, что в действиях чиновников присутствовал злой умысел, нельзя. Скорей, можно говорить о некомпетентности... В начале февраля Комитет по здравоохранению в числе прочих лекарств для льготников закупил 3000 упаковок онкологического препарата «Флутамид» за 6 миллионов 339 тысяч рублей. Производит его венгерская компания «Эгис», поставщиком была выбрана фирма «Интермедфарм». «Флутамид» обошелся городу дороже двух других препаратов, поставленных «Интермедфармом». Да и количество его в 10 раз больше: 3 тысячи упаковок, два других - по 300. Общая сумма госконтракта составила порядка 7 с половиной миллионов рублей, из них 6 с лишним были потрачены на «Флутамид». Для чего мы приводим эти цифры? Они, на наш взгляд, иллюстрируют важность этого лекарства для онкологических больных. При этом цена его была высока: 2113 рублей за упаковку. Как известно, побеждает в тендере оптовик, который заявляет о наименьшей цене - оптовой, заметьте, цене, да еще и с минимальными «накрутками», которые в законе четко описаны. А теперь идем в аптеку. В марте «Флутамид» - тот же самый, производства «Эгис» - продавался в розничной сети по 1524 рубля. Мы, конечно, первым делом проверили, каков срок годности «Флутамида» в той аптеке, где нам удалось зафиксировать цену. Как известно, для поставок городу лекарство должно «прожить» не больше половины своей «жизни», а в розничной сети любят снижать цену в тех случаях, когда срок годности подходит к концу. АН нет: вполне годный был срок. Таким образом, наш Комитет по здравоохранению приобрел лекарство за счет городского бюджета почти в полтора раза дороже, чем оно стоит в одной из обычных городских аптек. Похоже, городу было бы выгоднее, если бы чиновники получали в бюджете деньги наличными и шли в ближайшую аптеку отовариваться! Если серьезно, арифметика тут еще более яркая. Дело в том, что аптеки обычно «накручивают» на лекарства цены примерно на 15 процентов. Еще около 10 процентов накручивают оптовики. Вот и получается, что простые граждане покупают в аптеках лекарства где-то с 25-процентной надбавкой по отношению к цене завода-изготовителя. Зато у Комитета по здравоохранению имеется замечательная возможность приобретать лекарства напрямую у производителя или у крупного оптовика, который, естественно, получает свой процент, но на конечной цене он отражается не слишком сильно - благодаря скидкам, обусловленным большими объемами закупок. Специалисты полагают, что в нашем случае Комздрав мог приобрести «Флутамид» процентов на 20 дешевле, чем мы в аптеке, -скажем, по 1220 рублей за упаковку. Теперь посчитаем: 3 тысячи упаковок по 1220 рублей - получается 3 миллиона 660 тысяч. А 3 тысячи упаковок по 2113 рублей (как это было сделано) - выходит 6 миллионов 339 тысяч рублей. Похоже, господа чиновники переплатили в 2 раза, причем не из своего кармана, а из государственного. Кроме того, в нашем распоряжении оказался протокол заседания конкурсной комиссии в другом регионе - в Калининградской области. Поставщиком там выступала питерская компания, в сентябре 2003 года она поставляла «Флутамид» производства фирмы «Эгис» по цене 1290 рублей за упаковку. Как же могло случиться, что сотрудники, чья основная функция - обеспечить людей максимальным количеством медикаментов по минимальной цене, так оплошали? Тем более что в составе Комитета по здравоохранению всегда были сотрудники, которые вели тщательный мониторинг цен. Едва уловив тенденции к понижению, они искали рычаги давления на оптовиков. Благо закон дает им для этого достаточно инструментов. По какой-то причине в случае с «Флутамидом» ими никто не воспользовался. Случайно не заметили? Специально завысили цену, чтобы получить «откаты»? У нас нет фактов, чтобы склониться к той или иной точке зрения. Заметим лишь, что снижение цены на злополучный «Флутамид» (оно произошло примерно в то же время, когда заключался описываемый нами государственный контракт) можно было легко предсказать. Дело в том, что существует отечественный аналог венгерского «Флутамида». Во избежание упреков в рекламе называть имя производителя мы не станем, однако скажем: есть заключение специалистов о полной идентичности двух препаратов - дорогого импортного и дешевого российского. Знали об этом сотрудники Комздрава? Фирма «Эгис» об этом точно знала, поэтому и снизила в какой-то момент цену «Флутамида» в полтора раза, предоставив своим партнерам огромные скидки. Вот и получилось, что сотрудникам Комитета по здравоохранению выгоднее всего было не конкурс проводить, а просто дойти до аптеки. На сэкономленные деньги можно было бы купить еще тысячу упаковок этого лекарства или бог весть сколько другого. Опять «единственный источник»? Новые чиновники пришли в комитет после череды скандалов, центром которых регулярно становились их предшественники. Отсюда острая жажда перемен и вполне понятное по-человечески желание доказать: «Мы - не они!» Отчасти это удалось. Во всяком случае, их, в отличие от прошлых руководителей комитета, по большому счету, пока никто не упрекал в коррупции. Обвиняют в другом -в некомпетентности. Лекарственный голод в питерских аптеках, неисполнение бюджета, острая нехватка медикаментов и оборудования в стационарах - таковы пророчества некоторых наблюдателей. Именно неумением, а значит, и нежеланием чиновников проводить конкурсы самостоятельно многие склонны объяснять распоряжение председателя Комздрава Щербука о том, что часть конкурсов, когда речь идет о закупках для лечебных учреждений на небольшие суммы, отныне больницы будут проводить самостоятельно. Что это означает? Главврачи вынуждены создавать конкурсные комиссии и заниматься делом, которому не обучены. На их плечи чиновники аккуратно переложили ответственность. И это при острой нехватке персонала в медицине. Несколько лет назад подобная практика существовала. Потом подсчитали и решили: централизация закупок приведет к существенной экономии бюджетных средств. Прежними сотрудниками комитета была проведена колоссальная работа именно по части централизации, и реальная экономия, по их подсчетам, составила 20 процентов. Однако наибольший интерес, как считают многие, вызывает другой приказ председателя Комздрава: о новой закупке методом «у единственного источника». Именно таким путем, а не посредством открытого конкурса чиновники предпочли закупить ряд вакцин. К 1 апреля этот самый «единственный источник» уже произвел поставки на общую сумму в два с половиной миллиона рублей. Речь идет о закупках иммуноглобулина против клещевого энцефалита, паротита и гепатита В. Как следует из буквы закона, одним из обоснований закупки методом «у единственного источника» может служить срочность поставки. Конечно, в апреле клещи уже кусаются вовсю, первые пострадавшие обращались в больницы, вакцина просто необходима... Но почему не был своевременно проведен конкурс? Что же касается гепатита В, то здесь и вовсе не может быть никакой срочности: заболевание передается половым путем и через кровь, поэтому такое понятие, как «вспышка», к нему не совсем применимо. Мы не станем искать в этом приказе чей-то личный материальный интерес, тем более что сам «единственный источник», Центральная фармбаза, - крупное государственное предприятие, вполне способное победить в открытом конкурсе. Напрашивается только один, очень неприятный, вывод: чиновники не провели тендер лишь потому, что... не умели этого делать! При этом на вакцины деньги из бюджета были выделены и нуждались в срочном освоении. Закупка у «единственного источника» избавила, с одной стороны, от сложной конкурсной процедуры, с другой - от упреков в отсутствии медикаментов. Из первых рук Борис Логунов: «Поговорим через пару месяцев» Предложенная выше трактовка фактов - это не более чем мнение наблюдателей, имеющее право на существование, но небесспорное. Юрия Щербука обвиняют в том, что он, будучи отличным доктором, нейрохирургом, мало разбирается в гражданском здравоохранении. То же самое говорят о других выходцах из Военно-медицинской академии, пришедших на работу в Комздрав. Но если описанные не раз нарушения и несуразицы в работе комитета столь очевидны, могут ли не видеть этого сами чиновники? Мы обратились за комментариями к начальнику отдела по формированию горзаказа Борису Логунову. О Борисе Вениаминовиче Логунове нам известно следующее: на должность пришел с поста заместителя генерального директора фармацевтической компании «Фарос», где проработал 2 года. Господин Логунов знаком с мнением своих оппонентов, и ему, как выяснилось, есть что им ответить. - Передача функций госзаказчика лечебным учреждениям никоим образом не должна сказаться на экономии бюджетных средств. Во-первых, конкурсы на поставки дорогостоящих оборудования и медицинских услуг комитет оставил за собой. Во-вторых, план закупок формируется на основе заявок лечебных учреждений, и элементарная логика подсказывает, что закупки на небольшие суммы больницы проведут быстрее и с большей для себя пользой. Почему нужно заведомо подозревать в попытках что-то прикарманить врачей - людей, которым мы доверяем свое здоровье? Как объяснил дальше Борис Логунов, рождением «единственного источника» мы обязаны... клещам. Уже известны случаи, когда пострадавшие от их укусов обращались за медицинской помощью. - В конце января я занял должность и получил «бюджетную роспись» - сколько денег и на какие нужды выделено. И только в конце февраля от главного инфекциониста города поступил график прививок. Если бы мы стали проводить полномасштабный конкурс, вакцины поступили бы в лечебные учреждения не раньше середины мая. Как вы понимаете, клещ не стал бы под нас подстраиваться. Прививки от гепатита В и паротита тоже делаются по графику. Получают их, в частности, медицинские работники, которые могут заразиться при контакте с кровью пациента. Им что, ждать, пока пройдет конкурс? Да и не имеем мы, честно говоря, права отступать от графика. Именно такие обоснования необходимости срочной закупки мы предоставили межведомственной конкурсной комиссии, а уж она приняла решение насчет «единственного источника». Теперь могу сказать: во втором квартале состоится открытый конкурс. Тему закупки «Флутамида» Борис Логунов не стал обсуждать по той простой причине, что в период подготовки и проведения конкурса в Комздраве не работал. - Разумеется, сейчас у нас есть сотрудники, которые ведут мониторинг цен. Кстати говоря, это те самые люди, что занимались этим при прежних председателе комитета и начальнике отдела. Меня удивляет факт, о котором вы рассказали. Что я могу сказать? Мы, действительно, многое вынуждены постигать на ходу. Давайте поговорим через пару-тройку месяцев... А вообще, должен сказать следующее: любые действия Комитета по здравоохранению, любые подзаконные акты соответствуют 305-му указу президента «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции...».
Ваш тайный советник ,
27.04.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |