|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Депутаты пошли на принцип разделения властей
12.04.2004 00:01
«Между исполнительной и законодательной властями в Санкт-Петербурге назревает конфликт», - заявил в конце недели председатель комитета по законодательству городского парламента Игорь Михайлов. Поводом для него может стать процесс утверждения проекта закона «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Незаметных на первый взгляд проблем во взаимоотношениях Смольного и Мариинского дворца и так уже накопилось немало. А тут еще в пятницу городское правительство представило на утверждение депутатов проект закона, в случае принятия которого деятельность Смольного потеряет остатки прозрачности и станет неподконтрольна никому, кроме губернатора. После избрания Валентины Матвиенко осенью 2003 года в Законодательное собрание поступило два проекта: закона о правительстве города и закона об исполнительных органах госвласти. В день инаугурации губернатора закон о правительстве был принят (чем обе ветви власти гордились почти две недели), и в Смольном началось формирование нового органа исполнительной власти Петербурга. Закон же об исполнительных органах власти, который должен был более подробно прописать состав и полномочия Смольного, был признан некондиционным и отправлен на доработку. По идее, именно он объяснит главное - кто и за что будет отвечать в Смольном и как различные части исполнительной власти будут взаимодействовать между собой. Около полугода продолжалась в Смольном разработка законопроекта «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Вся эта история долго нервировала депутатов, тем более что Смольный обещал закрыть тему, внеся соответствующий закон, где все им объяснят и подробно распишут. И вот в минувшую пятницу комитет по законодательству ЗакСа рассмотрел проект закона «О структуре исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Тут все и началось. По заключению юридического управления ЗакСа, 29 из 52 статей документа требуют уточнения и существенной доработки, а 10 статей противоречат действующему законодательству Петербурга и России. Председатель комиссии по социальным вопросам Наталия Евдокимова еще выразилась мягко, назвав представленный проект «очень сырым». По ее мнению, он, во-первых, во многом дублирует действующий закон «О правительстве Санкт-Петербурга». Во-вторых, в проект добавлена поправка о полномочиях вице-губернаторов, которую заксовцы отклонили в октябре 2003 года, когда рассматривали закон о правительстве. Как раз в этой поправке предлагалось закрепить за губернатором право самостоятельно распределять обязанности между вице-губернаторами. Далее, в проекте даются лишь определения: что такое комитет, управление, администрация района, их общих функций, и не прописаны полномочия и функции вице-губернаторов, взаимодействие комитетов и управлений исполнительной власти между собой, а также с органами местного самоуправления и с федеральными органами власти. Короче, как будет функционировать весь этот механизм - неизвестно. Председатель комитета по законодательству ЗС Игорь Михайлов вообще осмелел и заявил, что «сложилась трудная ситуация: депутаты решили не поддерживать проект закона о структуре органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в редакции, подготовленной правительством города. Комитет по законодательству рекомендовал собранию не принимать закон даже за основу. Случай беспрецедентный. Особенно учитывая тот факт, что сегодня отношения между исполнительной и законодательной властью находятся на уровне доброго, конструктивного сотрудничества. Правда, у многих депутатов сложилось мнение, что эта «доброта» носит односторонний характер. Просто «обслуживать» исполнительную власть депутаты не хотят. Работать вместе во имя города готовы, а «обслуживать» - нет. Очевидно, конфликт между ветвями власти назревает и, полагаю, исполнительной власти нужно изменить свой подход к законотворчеству». В этой цитате - вся потаенная боль нынешних мариинцев. Они так долго во всем уступали Смольному, постоянно на публике обещая не идти на компромисс «по важным для города законам», что о них уже стали забывать. А для людей, раз в четыре года избирающихся ради того, чтобы «влиять на процессы», - такое положение ненормально. А тут их, считай, отсекают от всего. Спросить с вице-губернатора, полномочия и фронт работ которого нигде не записаны, - фактически нереально. А других рычагов влияния, кроме утверждения вице-губернаторов и поправок в бюджет, у народных избранников нет. Но бюджет - это другая история. Там каждый за себя, а политический вес всего Законодательного собрания зависит именно от рычагов влияния на членов городского правительства. Кстати, теперь со Смольным есть из-за чего торговаться. Поэтому поведение парламентариев логично. Совсем недавно вроде бы закончилась история с несуществующим вотумом недоверия вице-губернатору Виктору Лобко («Известия» писали об этом не раз, в том числе и в прошлом номере). И хотя все вроде бы рассосалось, но Виктор Лобко, второй человек в Смольном, был вынужден ехать разговаривать с, как говорят, инициаторами этого вотума - «Демократической фракцией» о проблемах местного самоуправления. Но самое важное - это утверждение ЗакСом пакета законопроектов «по реформе ЖКХ», суть которых в повышении квартплаты без каких-либо внятных шагов по реформированию самого жилищно-коммунального комплекса. Уговорить депутатов поддержать явно непопулярные у избирателей законы будет трудно, и без торга и уступок народным избранникам Смольному на этот раз не обойтись. Поэтому неудивительно, что об уже ставшем скандальным законопроекте «О структуре исполнительных органов...» представитель губернатора в Мариинском дворце Михаил Бродский сказал, что «по большому счету особой необходимости в принятии законопроекта нет: исполнительная власть и без него прекрасно функционирует». Но принятие документа необходимо «для стабильности». Только не сказал - когда.
Известия-СПб ,
12.04.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |