Почти 50 лет спальню Сергея Кирова в доме-музее на Каменноостровском проспекте, 26, скрывали от нескромных взглядов любопытствующей публики. Теперь любой желающий может посмотреть на махровый халат Кирова, его бритвенные принадлежности, кремлевскую «вертушку», которая мгновенно связывала Кирова со Сталиным, и другие личные вещи.
Все они когда-то принадлежали Сергею Мироновичу. За исключением одного – спального гарнитура. Настоящий гарнитур находится в особняке Кочубея в Пушкине, и вернуть его обратно сотрудники музея уже не надеются. Поэтому вместо ореховой мебели, которой когда-то пользовался Киров, пришлось поставить аналогичный гарнитур из груши (фабрики Мельцера). Хорошо, что сохранились старые фотографии квартиры, которые и помогли в работе. Обстановка скромная: две кровати, шкаф, пара прикроватных тумбочек и туалетный столик. На столике – пасхальное яйцо-радиоприемник, непременный атрибут любого настоящего атеиста. Полы украшены небольшими персидскими коврами с возлежащими на них шкурами лис. Но даже лисы проигрывают на фоне громадной шкуры белого медведя, которую Киров постелил на полу в кабинете. Интерьер спальни нельзя назвать богатым: обычно что-то подобное можно было видеть в мещанских и купеческих домах. Однако это вовсе не говорит о том, что Киров был аскетом - ведь управление Ленсовета отдало ему в пользование уже меблированную пятикомнатную квартиру.
Нескромные посетители спрашивают, почему две кровати в спальне супругов стоят отдельно. Сотрудники отвечают, что к тому времени жена Кирова часто чувствовала себя неважно. Но вообще говорить на такие скользкие темы им не очень-то нравится, поэтому одну подлинную вещь из спальни музейные сотрудники вообще утаили от глаз зрителей во избежание ненужных ассоциаций. Это – снимок, на котором Киров запечатлен вместе с Орджоникидзе.
Сейчас в квартире члена Политбюро уже можно пройти через длинную анфиладу комнат: переднюю, кабинет, библиотеку, столовую... В следующем году сотрудники хотят отреставрировать ванную, кухню и комнату для прислуги - ведь когда Кирову нужно было помочь по хозяйству, к нему из Смольного присылали специальную домработницу. Всего лишь два помещения реставрации не подлежат: уборная и кладовая. Оно и понятно, ведь смотреть там почти не на что.
Бытовые помещение музей реконструирует потому, что планирует перерасти из музея Кирова в музей советского быта. Кстати, уже сейчас с жизнью простых советских людей можно ознакомиться на выставке «За детство счастливое наше», что расположена этажом выше. Именно там можно «заглянуть» в детский очаг и довоенный кабинет физики, увидеть синее знамя скаутов и коньки-снегурки восемнадцатилетнего отличника Жени, погибшего на фронте за десять дней до победы.
Фонтанка.Ру ,
8.04.2004