Пулковская обсерватория в этом году отмечает сразу две даты - 165-летие создания и 50-летие торжественного открытия после восстановления. Как и чем живет сегодня главное астрономическое учреждение России - место, где был создан радиотелескоп, где наблюдали и изучали движение первых искусственных спутников Земли, где открывают новые звезды?
Увы, главная обсерватория Академии наук переживает далеко не лучшие времена. Астрономы изучают движение небесных тел за 1,5 тысячи рублей в месяц, а свои труды продают за рубеж.
В башне телескопа холодно и темно
Огромная территория и ухоженный парк с необыкновенно красивыми елочками, кустарниками, тополями. Корпусы и домики, где стоят телескопы, построены в стиле сталинского барокко. Здесь, на Пулковском холме, в тишине и уединении живут и работают научные сотрудники обсерватории. Признаюсь, невозможно не попасть под обаяние открывающейся райской картины. И даже огромные лужи и снежное месиво не портят впечатления.
Наш гид по обсерватории Сергей Смирнов сказал, что мерзнуть - доля каждого астронома. Ведь башни, где они проводят наблюдения, не только не отапливают, а даже специально выстуживают! Хотя не так давно в обсерватории появился первый автоматический телескоп.
Телескопов здесь несколько десятков. Их домики, словно гигантские грибы разного размера, но одинаковой цилиндрической формы, разбросаны по территории. В ясные ночи в них сидят научные сотрудники, смотрят в окуляры, кутаясь в одежды. Особенно тяжко астрономам-зенитчикам. Так называют тех, кто смотрит в зенитные телескопы, у которых окуляры направлены в небо. Зенитчики должны зафиксировать разные данные, когда промелькнет звезда. В неудобной позе, на холоде, практически в темноте они сидят всю ночь. И на судьбу не ропщут - наоборот, радуются ясной погоде и лишней возможности заглянуть в космическую даль.
Эксперименты ставят... над астрономами
За 165 лет климат изменился, поэтому если когда-то здесь велись наблюдения 125 ночей в году, то сейчас - лишь 60! Именно столько в среднем в год в Петербурге ясных ночей. Научные сотрудники лишь десятую часть своего рабочего времени проводят у телескопов, в остальном же это рутинная обработка полученных данных, обобщение исследований. Работа в основном на Францию и Америку.
Сильно пострадала обсерватория после распада СССР, ведь ее филиалы - астрономические станции расположены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Теперь научная связь с ними практически утеряна.
- У нас шутят, что не мы тут ставим эксперименты, а над нами государство экспериментирует - сколько мы продержимся без финансирования, нормальных зарплат и условий. Научный сотрудник со стажем получает в среднем 1,5 - 2 тысячи рублей, - заметил Сергей Сергеевич. - Молодежи - никого. На научном совете как-то предложили, чтобы привлечь молодых ученых, установить им зарплату в 5 тысяч рублей. Старые сотрудники очень обиделись. Конечно, такое решение принять мы не могли. Обсерватория - федеральное учреждение, поэтому город ее никак не финансирует. Ну а Москва и подавно.
Королева телескопной башни
Однако больше 150 астрономов, а всего около 400 сотрудников не расстаются с обсерваторией. Например, еще с 1970-годов здесь наблюдает за движением планет Ольга Калиниченко. С ней мы познакомились, уговорив нашего гида провести нас в башню самого большого телескопа обсерватории - с 65-сантиметровым объективом и 10-метровой трубой. Ольга Александровна с этим астрономическим гигантом работает многие годы, поэтому даже разговаривает с ним, словно с ребенком.
- Только этому ребенку уже больше 50 лет! - говорит астроном. - Он предназначался Муссолини в подарок от Гитлера. Но по понятным причинам оказался в руках русских войск и перешел Академии наук. Далекие звезды в него не видно, зато отчетливо разглядишь все планеты нашей Галактики. Сейчас я Юпитер изучаю, он очень красивый - полосатенький такой...
Я попросила показать, как работает телескоп. Что тут началось: огромная труба задвигалась в разные стороны, пол под нами начал гудеть и приподниматься. А вскоре огромный круглый купол-потолок разъехался, обнажив кусок серого неба. Труба устремила свой "глаз" точно в это большое окно.
- Ну, смотрите!
В окуляры я рассмотрела маленькие точки! Но, не успев порадоваться, услышала смех астрономов - это была всего лишь пыль. Днем звезды не увидишь даже в самый современный телескоп...
Ольга Калиниченко - женщина удивительная. Днем занимается сложнейшими научными исследованиями, вечером бегает по магазинам, заботится о большой семье, а по ночам смотрит в небо.
- Каждую ясную ночь ждешь с нетерпением. А в ночь перед дежурством десять раз к окну подбежишь - не портится ли погода, - говорит Ольга Александровна. - Кто один раз сам увидит планеты, того снова и снова тянет к телескопу. Наверное, поэтому мы тут и держимся...
В ОБСЕРВАТОРИИ сейчас дорога каждая ночь - в эти дни одновременно видны все яркие планеты. Даже невооруженным глазом увидишь Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн и Юпитер. Они словно выстроились друг за другом в юго-западной стороне от Солнца. Многие называют это явление "Парадом планет", но астрономы не считают его правильным.
ЕСЛИ хотите приобщиться к астрономии, приезжайте в здешний музей. Сами увидите и макеты телескопов, и подзорную трубу Петра I (ведь он первый стал смотреть на звезды с высокого холма, который потом назвали Петровской горкой). А еще вы здесь увидите настоящий осколок железоникелевого метеорита.