Cлухи о предстоящей или уже состоявшейся продаже ПСБ муссируются с весны 2003 года с завидной регулярностью. Корреспонденты «ДП» попытались разобраться в том потоке слухов и версий, которые сейчас обсуждаются участниками рынка.
Среди потенциальных банков-покупателей назывался исключительно государственный ОАО «Внешторгбанк» (ВТБ) (который, в свою очередь, лихорадит по другому поводу – часть его пакета (99,99% акций принадлежат государству) должна быть продана банку ЕБРР). Как сообщил «ДП» источник в ВТБ, переговоры действительно шли. Однако по его словам, «переговорами предложение продавца сложно назвать – нами предложение даже не рассматривалось». И источник появления этой информации извне попросил искать среди представителей заинтересованной стороны – в самом ПСБ. Само руководство банка тщательно от каких бы то ни было комментариев скрывается. С другой стороны, источники «ДП» в менеджменте банка ссылаются на «полную неразбериху, кому и почему мы теперь принадлежим», но намекают на пресловутый ВТБ. Этот банк располагает существенной материальной базой, чтобы вывести ПСБ в один ряд с крупными игроками на розничном бизнесе. И считают, что возможная продажа последнего банку-иностранцу поспособствует усилению «нового» банка - «ВТБ-ПСБ» - на нише розницы.
За и против
Косвенное подтверждение слияния банков - ВТБ активно продвигает свою ипотечную программу (емкость которой оценивается в $20 млн) непосредственно в офисах ПСБ. Однако против логики покупки говорит тот факт, что ВТБ начал активное и агрессивное продвижение в Петербурге. В ближайшее время им будет открыто 5 дополнительных офисов (озвученная сумма инвестиций в $3-5 млн позволяет предположить, что это будут не просто арендованные офисы с минимальным клиентским обслуживанием, а полноценные отделения в отдельно стоящих зданиях, выкупленных в собственность).
Почти официально
Глава ЗАО «Банкирский дом «Санкт-Петербург» Владимир Коган еще в декабре на одной из банковских тусовок говорил главе управления ЦБ по Санкт-Петербургу Надежде Савинской, что сделка состоялась. «Для крупных участников рынка, если на годовом собрании акционеров ОАО «ПСБ» 26 апреля подтвердится факт продажи контрольного пакета акций банка, сделка по продаже ПСБ, слишком радостная новость, - говорит глава одного питерского банка, - ведь теперь управленцы, привыкшие принимать решения самостоятельно, должны будут согласовывать свои действия с Москвой». Очевидно, подразумевается, что ПСБ из самостоятельного станет московским филиалом.
Росбанк на поле
Как считает другой питерский банкир, пожелавший остаться неназванным, имя покупателя «стоит искать среди крупного ритейлового банка, открывшего с помпой свой офис в Петербурге в конце прошлого года». Среди такового - ОАО «Росбанк». Заявив о своих внушительных планах в октябре 2003 года, банк до поры до времени ушел в тень.
Косвенный виновник трагедии и передела на банковском рынке – холдинг «Северстальгрупп» - также предпочитает выдержать паузу. Дело в том, что ему принадлежало 10% акций ПСБ, однако у руководства холдинга и ПСБ в последнее время отношения пошли в разлад. У банка нет ресурсов для поддержки деятельности предприятий холдинга, все усилия были направлены в ритейл. В результате «Северсталь» заинтересовалась в своем собственном, ручном банке – ею была выкуплена эмиссия питерского банка ОАО «АБ «Россия», в котором пакет и был доведен до контрольного. Источники в банке прозрачно намекают, что свой пресловутый 10% пакет был продан как раз «Росбанку».
Таким образом, при любом раскладе, который проявится на собрании ПСБ среди новых акционеров, ни у одного из них не будет контрольного пакета. Потому что даже если и «Банкирский дом» продал свои принадлежащие акции Росбанку или какому-нибудь другому – больше 24% пакет не наберется (по последним данным, Владимиру Когану принадлежит 5,75% акций). И политика ПСБ – быть ближе к народу – останется прежней. До следующего годового собрания акционеров.
Деловой Петербург ,
31.03.2004