|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
К потерям готовы?
24.02.2004 00:01
Вы будете смеяться, но Смольный в очередной раз собрался в крестовый поход против главного феномена парламентского Петербурга - депутатской коллективной поправки. По информации наших источников внутри городской исполнительной власти, с соответствующей инициативой выступила сама Валентина Ивановна. Советники пытаются уговорить губернатора не спешить, но она пока держится твердо. Если в умонастроениях городского головы в ближайший месяц ничего не изменится, уже в апреле Петербург станет свидетелем шумного политического скандала. Почему так скоро? Именно в середине весны должна состояться процедура корректировки действующего петербургского бюджета. В принципе, надобность этого мероприятия невелика: весомых допдоходов городу собрать не удалось, а увеличивать расходы вроде бы особо некуда (бюджет у нас и так сверстан с дефицитом). Однако прошлой осенью в ходе принятия главного финансового документа лично Валентина Ивановна пообещала депутатам весенний раунд работы над бюджетом. А раз так, придется корректировать. И вот именно в ходе этой вполне рутинной процедуры Смольный может решиться на поистине революционный ход: перераспределить как раз «депутатские деньги». Спросите любого городского парламентария о смысле существования «коллективной поправки», и он заученно объяснит вам, что на самом деле ее нет (ибо «депутаты любого законодательного органа имеют право - а точнее, даже просто обязаны - вносить собственные поправки в рассматриваемые ими законопроекты; в том числе и в законопроект о бюджете»). Но при более длительном обсуждении признает, что феномен имеет место быть, объяснив, что служит он исключительно благому делу: «Благодаря поправке бюджетные средства перераспределяются на социальные нужды, причем адресно - ведь народные избранники ближе к людям, чем чиновники Смольного, каждый из них знает, что происходит в его округе». При первом взгляде на роспись усредненной «поправки» покажется, что так оно и есть. Она состоит из трех условных блоков: «социалка» (образование и здравоохранение, помощь малоимущим и содержание театров), «благоустройство» (ремонт, капитальное строительство и благоустройство территории, осуществляемые, разумеется, в границах депутатского округа), «разное» (эти пункты зависят, главным образом, от вкусов и интересов самого парламентария). В последнем блоке обычно можно найти пару-тройку занимательных статей: от спонсирования прыжков с парашютами до финансирования помывок жителей округа в банях. Здесь же иногда встречаются и занятные факты иного рода: средства, к примеру, перечисляются через некое Общество (или Фонд) исключительно социальной направленности. Но не стоит удивляться, если окажется, что сам парламентарий-меценат (или же его близкие) выступают, к примеру, соучредителями этой организации, а ее офис расположен в одной из депутатских приемных. По чистой случайности, разумеется. Но все же сегодня такие эпизоды довольно редки. Куда чаще депутаты используют возможности, предоставляемые «поправкой», на спокойную подготовку к следующим выборам. Например, по старой доброй схеме «хлеба и зрелищ»: энную сумму - на распространение среди жителей округа «бесплатных продовольственных наборов», чуть меньшую - «на государственную поддержку СМИ» (или окружной многотиражке подсобить, или местному кабельному телевидению камеру прикупить). И избирателю приятно, и парламентарию спокойнее на душе. Значительное место в «совокупной поправке» всего депутатского корпуса занимает строка с внешне незатейливым названием «резервный фонд главы ТУ». Она означает, что депутат решил самостоятельно не перераспределять некую сумму, а оставил ее в оперативном распоряжении главы «своего» района. Возникает логичный вопрос: не проще ли было руководителю района получить эти деньги непосредственно из городского бюджета - без посредничества промежуточной парламентской инстанции? Тем более эти фонды считаются настоящей «черной бюджетной дырой»: сколько именно из попавших в нее средств выходит наружу, точно сказать не может никто. Аналогичный вопрос вполне правомерен и в отношении всех прочих расходов «поправки»: исполняют финансовые благопожелания депутатов все те же комитеты администрации, ТУ и муниципалитеты - и только после специального благословения комитета финансов. Мариинцы же в этом процессе перераспределения средств выступают пятым колесом. Но они все равно наотрез отказываются выпускать из рук процесс распределения конкретных денег и возвращаться к общепринятому и потому обыденному «виртуальному» бюджетному процессу. За последние годы в Мариинском дворце укоренилась своеобразная «поправочная субкультура». Депутаты совершенно искренне полагают себя народными благодетелями и, очевидно, растут в собственных глазах, когда в очередной раз говорят: «это сделано на мои средства» или - «свои деньги я направил на...» Упуская из виду, что свои благодеяния (в кавычках и без оных) они совершают за счет налогов, выплачиваемых «облагодетельствованными» горожанами. И вот сегодня эта практика вновь оказалась под вопросом. Правда, пока не полностью. В бюджете-2004 «депутатские деньги» распределены на две части: «поправку №1» (расходы на проведение текущих и капитальных ремонтов, на социальную помощь малоимущим гражданам) и «поправку №2» (деньги на поддержку общественных организаций и всевозможные «прочие расходы»). Дамоклов меч сегодня навис как раз над последней. Вопрос в том, насколько далеко решится зайти исполнительная власть. Ибо единственное, что может всерьез всколыхнуть нынешний парламентский корпус, подорвав нежную любовь Смольного с Мариинским, - это именно покушение на конкретные депутатские финансовые интересы. Но если новая управленческая команда действительно всерьез намерена превратить Петербург в «город европейских стандартов», с неизбежной «потерей стабильности» придется смириться.
Дело ,
24.02.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |