Могут ли купленные Вексельбергом "яйца Фаберже" оказаться в Петербурге?
В воскресенье в Нью-Йорке закончилась прощальная четырехдневная выставка девяти императорских пасхальных сувениров, принадлежавших семье Форбсов. После сенсационной покупки "яиц Фаберже" российским олигархом Виктором Вексельбергом наперебой раздаются советы, как ему лучше распорядиться историческими сокровищами. Некоторые эксперты считают, что для отмены уже назначенного аукциона "Сотбис" бизнесмену пришлось заплатить более 200 млн. долларов. Мы поинтересовались у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского его мнением о будущем яиц.
- Вам не кажется странной ситуация, когда олигарх покупает за бешеные деньги драгоценности, которых в глаза не видел, и внятно не объясняет причин?
- Полагаю, он хотел вернуть их в Россию, начав, точнее, продолжив воплощение мечты россиян о возвращении "проданного искусства" (пасхальные сувениры в числе многих других произведений искусства были проданы на Запад советским правительством в 1920 - 1930-е годы. - В.Ш.) Еще недавно я считал, что это практически невозможно. Когда американцы спрашивали меня, шутил, что это произойдет только тогда, когда вы обеднеете, а мы разбогатеем. Я ошибся, это произошло раньше. Сама идея возвращения - хороший стимул для делового человека.
- Имеют ли музеи моральное право делить то, что им не принадлежит?
- Подчеркиваю, это не наше дело, Вексельберг совершенно не обязан делиться и кому-то что-то дарить. И не следует приставать с такими вопросами. Мое предложение (эту же идею предлагал ранее Фонд Фаберже) - создать специальный музей Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге в доме 24, которым владела семья знаменитого ювелира. Там могут разместиться мастерские в память о Карле Фаберже и зал в память о Форбсах, которые собирали императорские сувениры по всему миру. Их коллекция была явлением культуры Нью-Йорка. Я направил г-ну Вексельбергу письмо с предложением подумать о создании такого музея.
- Но здание на Большой Морской, 24, принадлежит частной телефонной компании.
- Если сумели яйца купить, то и эту проблему можно решить.
- Насколько обоснованы претензии музеев Московского Кремля, где хранится 10 аналогичных сувениров и откуда были проданы те самые девять?
- У этого музея нет никаких претензий. Так же как и у Эрмитажа. Другое дело, что пасхальные сувениры нужно показывать и в Оружейной палате, и в Эрмитаже. В Петербурге действительно сейчас нет ни одного яйца, хотя в свое время они находились в Зимнем и в Аничковом дворцах. При Керенском яйца конфисковали и отвезли в Оружейную палату. Но аргументы типа "добавить" или "а у нас ничего нет" - разговор пустой.
- А если все-таки они попадут в Эрмитаж?
- Мы претендуем только на временную выставку. Так же как предлагаем выставить у себя диадему, привезенную из Англии Артемом Тарасовым. Справка
Императорские пасхальные яйца создавались мастерами фирмы Фаберже в 1885 - 1916 годах по заказам Александра III и Николая II для семейных подарков. Их общее количество постоянно уточняется в процессе исторических исследований и атрибуций. В начале 90-х годов, когда в Сан-Диего и Москве были показаны несколько десятков сувениров, в том числе и все девять форбсовских, речь шла о 57 предметах. Сейчас специалисты, в том числе эксперты аукционного дома "Сотбис", говорят о 50. По сведениям "Сотбис", они "распределены" следующим образом: Музеи Московского Кремля - 10, Фонд Виктора Вексельберга - 9, Музей изящных искусств Вирджинии - 5, анонимные частные собрания - 4, коллекция королевы Елизаветы II и собрание Музея искусств Нового Орлеана - по 3, Фонд Эдуарда и Мориса Сандозов (Швейцария), Хиллвуд-музей из Вашингтона, Волтерс арт-музеум из Балтимора - по 2, коллекция принца Монако Райнера III и собрание Кливлендского музея искусств - по одному. Местонахождение еще 8 яиц остается неизвестным.
Город ,
17.02.2004