На вчерашнем заседании ЗакСа ключевым стал доклад по хлебному вопросу в рамках "часа правительства". Вице-губернатор по экономическому развитию, промышленной политике и торговле (КЭРППТ) Владимир Бланк объяснил, почему в Питере высокие цены на хлеб, и одновременно опроверг информацию о том, что наш хлебушек на 40 процентов дороже московского.
Что розничные цены на продукт, который "всему голова", за вторую половину 2003 года выросли в нашем городе на 30 процентов, "ВП" только в прошлом месяце бил тревогу дважды (в номерах от 13 и 29 января - "Долларовые игры" и "Цены не черствеют"). Но кто из чиновников, а тем более коммерсантов после распада СССР реагирует на проблему, высвеченную газетой?
Другое дело - гнев президента. В день 60-й годовщины снятия блокады ветераны рассказали ВВП кое-что, не вошедшее в телевизионные сюжеты. Президент им о росте пенсий, а те - о новых коммунальных тарифах и беспрецедентном росте цен на хлеб. Владимир Владимирович, конечно, не видел стометровых очередей у питерских хлебозаводов, где ржаную краюху или пшеничный батон можно купить на 2 рубля дешевле, чем в магазине. Но выводы, узнав, что на малой родине хлеб стоит на 40 процентов дороже, чем в Москве, а сам продукт N 1 дорожает быстрее бензина, сделал.
Разнос на федеральном уровне принял на себя глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Министр что-то говорил о переизбытке экспорта, недобросовестности производителей и чрезмерных аппетитах продавцов. В качестве заслона Минсельхоз предложил временный запрет экспорта зерна, но господин Гордеев признал, что "объяснить, почему хлеб в Санкт-Петербурге стоит значительно дороже, чем в столице, экономическим языком трудно".
Быстро среагировали и в Смольном. Вчера Владимир Бланк, правда, не согласился с запредельностью местных прейскурантов. По его словам, 1 кг ржаного хлеба в Питере продается в среднем на 2 копейки дешевле, чем в Москве, и только пшеничный - на несколько рублей дороже. Причиной этому - неудовлетворительная работа ГУП "Продовольственная корпорация". Казенная фирма не смогла своевременно завезти зерно из Башкирии и Татарстана, и ее директор приказом главы КЭРППТ уже уволен. Кроме того, создается резервный продовольственный фонд в размере 500 миллионов рублей. Этих денег должно хватить, чтобы заморозить рост цен.
Господин Бланк отметил, что "у городского правительства нет полномочий для регулирования цен, так как мы живем не при социализме". Что да - то да, но во второй половине 1990-х городские власти вводили максимальную 10-процентную торговую наценку на социально значимые продукты. Потом это хорошее дело, как всегда, заглохло. Пекари нашли десятки причин (растущие расходы на электроэнергию, аренду, зарплату...), чтобы взвинчивать отпускные прейскуранты, а торговля их и не искала. Средние розничные наценки составляют сегодня 30 - 40 процентов.
Впрочем, аппаратный нажим Смольного (один из любимых приемов новой команды) на первых порах принесет результаты. Не исключено, что в Кремль даже пойдут рапорты о снижении хлебобулочных цен в родном городе президента.
Вечерний Петербург ,
5.02.2004