Борьба против выселения РГИА из Сената и Синода вышла на новый уровень. В Верховный суд РФ обратились 50 деятелей питерской науки и культуры, считающие, что переезд архива ущемляет их гражданские права и свободы. Недавно Верховный суд отказался рассматривать первое подобное заявление. Теперь судьям придется повторить свое "нет" еще 50 раз.
Наш ответ чемберленам
В конце января от ворот поворот в Москве получили старший архивист РГИА Валентина Лупанова и петербургский историк Борис Бессонов. Они пытались обжаловать один из пунктов распоряжения правительства РФ от 17 декабря 2002 года, по которому здания Сената и Синода переданы в ведение Управления делами Президента. Но судья жалобу к рассмотрению не принял, а Кассационная коллегия Верховного суда по гражданским делам оставила вердикт в силе.
Петербург ответил 50 новыми заявлениями. Председатель комиссии по культуре и охране культурного наследия ЗакСа Алексей Ковалев, защищающий интересы истцов, объяснил "АиФ-Петербург", какой в этом прок. "Верховный суд не имел права отказывать. Заявлять, что права, свободы и законные интересы Бессонова и Лупановой не ущемлены, можно только после полноценного разбирательства. А его не было. Теперь судьям придется еще 50 раз рассмотреть этот вопрос. И пусть попробуют отказать еще 50 раз".
Среди новых истцов - академики, ученые, соавторы готовящихся энциклопедий, есть даже сотрудники Мариинского театра. Их профессиональные интересы напрямую зависят от судьбы архива. Переезд, по некоторым данным назначенный на декабрь 2004-го, застопорит огромное количество исследований и научных работ. То есть ущемляет право на пользование культурными ценностями, гарантированное Конституцией. Обращений могло быть намного больше. Полусотней решили ограничиться, поскольку обратиться по всем правилам в Верховный суд - дело хлопотное. Нужно грамотно подготовить 7 экземпляров каждого заявления по 7 страниц в каждом, оплатить пошлину и т. д.
Нелегка дорога в Страсбург
Для борцов за Сенат и Синод принципиально, чтобы каждое обращение регистрировалось в Москве отдельно. Тогда Верховному суду, считает Алексей Ковалев, придется выносить 50 неправосудных решений - это немыслимая ситуация и повод обратиться в Квалификационную коллегию Верховного суда. Этот орган, имея в составе не только "судейских", но и представителей общественности, может крепко насолить любому служителю Фемиды.
"Тех, кто уже отказал Бессонову и Лупановой, мы будем отводить от процесса, - сообщил "АиФ-Петербург" депутат Ковалев. - Они не знают Гражданского процессуального кодекса нашей страны. Нам отказывают на основании статьи ГПК об исковом производстве. Но мы не требуем денег, и подаем не иски, а заявления об оспаривании незаконного правового акта. А это совсем другая процедура".
Кстати, 27 января Конституционный суд России подтвердил, что нормативные акты Правительства РФ можно оспаривать в Верховном суде - кроме тех, которые приняты во исполнение федерального закона. То есть когда Михаил Касьянов устанавливает размеры пошлины по "автогражданке", в Верховный суд ходить нельзя. Есть закон об ОСАГО. Однако распоряжение Касьянова передать Сенат и Синод в ведение Управделами не имело под собой основания в виде закона.
Вот если бы Дума решила наделить Петербург частью столичных функций и постановила перенести на берега Невы Верховный и Конституционный суды (под которые, согласно одной из версий, и освобождается комплекс зданий Сенат - Синод и дом Лаваля), тогда - другое дело. Но на прошлой неделе премьер-министр Михаил Касьянов отозвал даже собственное поручение о проработке этого вопроса. И под кого "зачищают" Сенатскую площадь, теперь вообще непонятно.
Кроме 50 заявлений, защитники РГИА подготовили жалобы на неправосудное решение Верховного суда в Конституционный суд РФ и в Европейский суд по правам человека (туда можно обращаться в случае несправедливого судопроизводства). Но в этих инстанциях рассмотрение вопроса может затянуться, а времени осталось немного. Потому и решили бомбардировать Москву новыми жалобами, а также придать делу возможно большую огласку.
АтФ-СПб ,
4.02.2004