|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Клебанова назначили полпредом на высоте 10 тыс. метров
28.01.2004 00:01
Полпредом президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов был назначен еще в конце прошлого года. Однако только сейчас, почти по прошествии ста дней, он дал первое развернутое программное интервью, и только трем газетам: "Красному Северу" (Вологда), "Невскому времени" (Санкт-Петербург) и "Известиям" (Москва).
- Илья Иосифович, а как, собственно, оно состоялось, ваше назначение? - Я бы сказал, что все произошло очень романтично, на высоте 10 тыс. метров. Президентский самолет летел из Перми в Москву. Тогда как раз шла подготовка к референдуму об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Помимо этого президент посещал ряд предприятий, в том числе - завод "Пермские моторы". А я тогда был министром промышленности, науки и технологий и находился в составе делегации. На обратном пути президент вызвал меня в свой салон и спросил, давно ли я был в Петербурге. Я ответил, что стараюсь бывать в Петербурге, потому что здесь живет моя мама. Иногда, сказал я, даже стараюсь придумать повод, чтобы лишний раз побывать в Петербурге. Президент ответил, что, в принципе, это можно исправить: "Есть такое предложение, должность полпреда. Согласен?" Отвечаю не задумываясь: "Согласен!" Президент говорит: "Хорошо, тогда завтра утром выйдет указ". На следующее утро вышел указ о моем назначении. "ДВОЙКА" ДЛЯ ГУБЕРНАТОРОВ - Какими были ваши первые шаги в качестве полпреда? - Для меня главное - то, что удалось проехать почти все регионы, познакомиться с социальной и экономической ситуацией. Подтвердились мои представления о территориях, которые я, в общем, неплохо знал еще с тех пор, как был вице-премьером и федеральным министром. Я убедился, что в ряде регионов наблюдается серьезное продвижение вперед. Кое-где экономического роста нет - не буду сейчас называть эти регионы. За то время, которое я работаю полпредом, мы от всех регионов получили долгосрочные и среднесрочные планы развития, хотя бы до 2010 года. Не скрою, к чему-то надо "привязываться", и мы привязываемся к удвоению ВВП. Ведь если не ставить конкретных задач, никто не будет искать конкретных путей их решения. Все будет облекаться в набор красивых, правильных фраз. Не все регионы смогли подготовить такие документы сами. Но наконец-то признали, что это надо делать. Мы привлекли несколько петербургских структур - не брали в качестве разработчиков и консультантов никого за пределами Северо-Запада. У нас достаточно своих интеллектуальных возможностей. И сейчас мы все эти программы готовим к совместному заслушиванию и защите. - Регионы будут защищать свои планы? - Конечно! Правда, "двойки" им ставить не будут, и из губернаторов не уволят. Защита - это на самом деле интеллектуальная атака. Это будет совместный экзамен, на котором мы оценим справедливость этих документов. ГЛАВНОЕ - ЭКОНОМИКА - Вы считаете, что в этом и заключается задача полпредства? - Это одна из задач полпредства, которой мы сейчас будем уделять повышенное внимание: экономика, развитие регионов, развитие округа в контексте удвоения ВВП. Если перед собой не ставить жестких задач, мы будем каждый год говорить, что у нас бедных не меньше, чем было, что нет реформы ЖКХ... А такая внятная задача, как удвоение ВВП, показывает, какие отрасли в каком округе надо развивать. Правительство заинтересовано, чтобы количество самодостаточных регионов росло. Сегодня этот процесс не очень активен. И мы хотим его стимулировать. А для этого нам необходим аналитический материал: куда мы идем. - Не могли бы вы привести конкретный пример? - Возьмем для примера Псков. Здесь можно развивать туризм. Но это очень большие вложения. Область пограничная, значит можно развивать сопутствующую промышленность - по отношению к странам Балтии. То есть, проводить серьезную интеграцию промышленного производства. За счет более дешевой рабочей силы, других ресурсов. Обязательно - транспортные проекты. Ну еще одно - два направления, не более. Но и эта задача колоссальная. Она потребует концентрации усилий администрации Псковской области, всего бизнеса. Нужно проанализировать региональную специфику, определить направления развития региона. И эти направления надо усиливать, они, как локомотивы, потянут за собой все остальное. Начнут приводить к повышению уровня жизни, а там, где повышается уровень жизни, начинает активно работать торговый бизнес и сфера услуг. - Но ведь и раньше работал экономический Совет при полпредстве, разрабатывались программы... - Есть такой документ, который не менялся с 13 мая 2000 года. Это указ президента о полномочных представителях в федеральных округах. Никаких новых функций не выдумано. Раньше вопросами экономического развития тоже занимались. Но, может быть, не в таком режиме, как сейчас. Были другие, более важные на тот момент задачи. В первую очередь усилия были направлены на то, чтобы создать единое законодательное поле. Деятельность полпредства была направлена на то, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Эта задача в большей части уже выполнена, и сегодня поставлена новая серьезная задача - удвоение ВВП. ПЕРЕВОРОТ ТАРИФОВ - За счет чего может быть удвоен ВВП на Северо-Западе? - Северо-Запад обладает огромными ресурсами. Запасы нефти и газа просто колоссальны. Сегодня можно абсолютно точно сказать, что углеводородная сырьевая база Северо-Запада мощнейшая. Второй природный ресурс - это лес. Округ расположен удачно, основные потребители леса рядом: Финляндия, Швеция, Германия. Другое дело - мы не должны превращаться в сырьевой придаток развитых стран. Два года назад Министерство промышленности, науки и технологий РФ разработало концепцию развития лесоперерабатывающей отрасли. Я не буду подробно останавливаться на этом, но работа уже началась. Начиная с таких простых вещей, как переворачивание тарифов. У нас ведь еще два года назад пошлины на вывоз изделий высокой переработки леса были высокими, а на круглый лес - низкими. Сейчас пошлины на круглый лес становятся высокими, а на продукцию глубокой переработки - низкими. Результаты этой политики мы уже чувствуем. И наши соседи, которые активно пользовались нашей сырьевой базой, уже почувствовали. Скоро они начнут строить здесь перерабатывающие предприятия. Будет невыгодно вывозить круглый лес, гораздо выгоднее - вложиться и вывозить уже готовый продукт. На который пошлины в ближайшее время будут вообще обнулены. Вот так и создается инвестиционная привлекательность. Мы говорим: "Уважаемые коллеги, мы вас очень уважаем и любим. Вы - наши партнеры. Но мы хотим, чтобы мощности переработки создавались в том числе и в России. При помощи ваших инвестиций". - Многие полагают, что главная проблема в нашей лесной отрасли - это так называемые "черные лесорубы"... - К сожалению, это актуально для всей страны. В первую очередь, тут надо бороться с коррупцией. - А как с ней бороться? - Надо повышать заработную плату и уменьшать количество функций, которые регулируют чиновники. Борьба с коррупцией это - процесс, большой процесс. Могу точно сказать, что он не завершится ни завтра, ни послезавтра. Даже в такой цивилизованной стране, как Италия, жесточайшие меры по борьбе с коррупцией начали применяться только несколько лет тому назад. Мы к этому тоже еще должны прийти. ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - Мы несколько отвлеклись на борьбу с коррупцией. А какую роль в экономике Северо-Запада играют наука и высокие технологии? - Справедливый вопрос. Потому что Северо-Западный регион - это не только Петербург. Многие территории обладают серьезным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом. В регионе сосредоточены высокоточные, высокотехнологичные предприятия - начиная с "Севмашпредприятия" и "Звездочки" в Северодвинске и заканчивая калининградским "Янтарем". Это одно из ключевых направлений развития региона. Когда я еще был министром, мы разработали систему стратегических инновационных проектов. Например, пилотный проект реализации системы отопления городов. Высокотехнологичный и очень интересный проект, таких направлений много, но я расскажу о нем как о наиболее понятном. Мы объявили тендер. В нем участвовало более 30 регионов. Министерство софинансировало только НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа - В.Н.). Сегодня мне особенно приятно, что этот тендер выиграл пул организаций из Коми в составе республиканской администрации, "Комиэнерго", РАО "ЕЭС России", а также нескольких технологических компаний из Петербурга. Они гарантировали 75 процентов финансирования, и 25 процентов финансирует Минпромнауки. Это пилотный проект, который потом будет реализован по всей стране. - А как будут развиваться оборонные отрасли? - Как хорошую новость надо отметить, что растет гособоронзаказ. В 2004 году он будет существенно выше, чем в 2003 году. А поскольку предприятия Северо-Запада активно участвуют в выполнении гособоронзаказа, ситуация становится не просто стабильной, а позитивной. Северо-Западный регион (вместе с Уральским и Центральным) входит в тройку ведущих округов с точки зрения оборонной промышленности, которая способна стать точкой роста для будущей новой промышленности России. На самом деле "оборонный комплекс" - понятие условное. Оно условно во всем мире. И если во времена СССР были предприятия, у которых до 100 процентов продукции было связано с военными изделиями, сегодня такого не существует в принципе. Если на предприятии 25 процентов оборонных заказов, то директора уже - счастливые люди. Остальное - это работа самого предприятия: гражданская продукция, возможности и умение работать на рынке. Необходимо создание такого рыночного продукта, который позволит предприятию чувствовать себя независимо. Если даже у него эти 30 процентов гособоронзаказа неожиданно превратятся в 10, предприятие должно выжить. ВОЛОГОДСКИЙ ОПЫТ - Есть ли в нашем округе пример динамичного развития субъекта Федерации? - В прошлом году Вологодская область получила "Золотой Олимп" за наиболее динамичное экономическое развитие. Показательно, что еще 3-4 года назад "Северсталь" формировала до 80 процентов областного бюджета, а сегодня - 54 процента. При этом "Северсталь" не снизила объем выпуска продукции. Вот так Россия должна уходить от сырьевой зависимости. И в этом смысле Вологда показывает хороший пример для всей страны. В области действует внятная система экономического развития. Начал осмысленно работать лесной бизнес, в принципе нормально заработал льняной бизнес. В том числе и в районах. В Вологодской области существует система коллективного обсуждения развития бизнеса в районах. Это интересный институт, который мало где встречается. СЛИЯНИЙ-ПОГЛОЩЕНИЙ НЕ БУДЕТ - Говорят, вы являетесь сторонником укрупнения регионов. Есть ли кандидаты на укрупнение на Северо-Западе? - В нашем округе кандидатов на объединение нет. Это мое личное мнение. Конечно, 89 регионов, 89 комплектов чиновников - это очень много, и теоретически я - сторонник укрупнения. Но понимаю, насколько это сложный и длительный процесс. Даже объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого округа потребует огромных федеральных финансовых ресурсов. Сейчас такие задачи не ставятся и не обсуждаются ни в администрации президента, ни в правительстве. Этот вопрос требует очень серьезной проработки, в том числе - теоретической, даже научной. Нельзя подойти к вопросу чисто механически, например, сказать: 89 - это много, а 40 - это будет в самый раз. Это целый комплекс вопросов: экономических, социальных, географических, даже психологических. Но если бы этот вопрос уже стоял в нашем округе, я бы начал с изучения возможности объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Потому что в НАО живет 40 с небольшим тысяч человек при очень хорошо развитом чиновничьем и административном аппарате. Думаю, этот вопрос можно начать спокойно анализировать, посмотреть, какие преимущества это может дать. - Одной из самых серьезных проблем Северо-Запада остается Калининград. Как она будет решаться? - Ввиду того, что регион оказался внутри ЕС, это накладывает на Россию определенные обязательства. Калининград требует особых условий развития. И еще два года назад Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфин приступили к разработке нового закона об особой экономической зоне "Калининград". Он наиболее приближен к аналогичным законам, действующим в Евросоюзе (в ЕС ведь много особых экономических зон). Сейчас по некоторым вопросам еще нет договоренности между Минэкономразвития и Минфином. Но думаю, что новый закон будет принят уже на весенней сессии Госдумы. СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА - Как вы относитесь к переносу в Петербург части столичных функций? - Давайте попробуем сначала передать те столичные функции, которые сейчас обсуждаются: все суды и прокуратуру. Кроме того, идут рабочие переговоры с главным командованием ВМФ о переносе части главкомфлота. Это пока рабочие переговоры, вопрос не обсуждался с Министерством обороны. И идут переговоры о переносе Россудостроения. Но это все очень сложные и финансово емкие проекты. Что касается федеральных чиновников, я считаю так. Чиновник должен жить по определенным правилам. Если он действительно уважает себя и свою работу, то для него не должно быть препятствием, живет он и работает в Москве или в Петербурге. Если для него это препятствие, значит, у него еще куча каких-то других проблем. - В эти дни исполнилось сто дней работы Валентины Матвиенко в должности губернатора Петербурга. 32,8 процента петербуржцев оценивают ее деятельность положительно. Какую оценку поставили бы вы? - Положительную. Я давно знаком с Валентиной Ивановной, можно сказать, что мы с ней друзья. Она очень позитивный человек. Поэтому все, что она делает, либо сразу, либо со временем, становится позитивным для всех. Петербург очень непростой с точки зрения инфраструктуры город - может быть, даже самый сложный в стране. И сегодня - помимо того, что выполняется текущая работа, - закладывается очень много проектов под серьезное изменение ситуации. Мы имеем дело с потрясающе красивым городом, в который много десятков лет не вкладывались ресурсы, адекватные тем ценностям, которые в нем присутствуют. Надо сказать, что за последние семь лет эта ситуация не менялась. Я всю жизнь прожил в Петербурге, только четыре с половиной года жил в Москве, но часто здесь бывал. И серьезных изменений не видел. Хотя и серьезных разрушений нет. Может быть, и это неплохо. Сегодня правительство Матвиенко готовится к решению очень сложных инженерных задач, которые существенно изменят облик города. Это не сделать за сто дней. Может быть, этого не сделать и за один губернаторский срок. - Планирует ли полпредство создавать свои, окружные СМИ? - Какого-то специального СМИ при полпредстве мы создавать не планируем. Единственное, с чем я согласен, - нужен более четкий обмен информацией внутри округа. Для этого у нас существует Ассоциация СМИ Северо-Запада. Я знаю, Алла Манилова активно с ней работала. Может быть, сейчас этот обмен информацией между регионами должен быть более активным.
Невское время ,
28.01.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |