Криминогенная ситуация в городе, если судить по итогам прошедшего года в целом и результатам завершившейся недавно масштабной операции "Вихрь-антитеррор" в частности, остается сложной. Для того чтобы обеспечить безопасность жителей мегаполиса, в ближайшей перспективе будут приняты беспрецедентные меры.
Преступность сама собой не умрет
300-летний юбилей, помимо всего прочего, позволил навести порядок в нашем общем доме. В город были направлены части МВД и подразделения милиции из ряда соседних (и не только) регионов, благодаря чему преступников мелкого пошиба, воришек, хулиганов поубавилось. Соответственно, снизилось количество преступлений. Но, как полагает председатель комиссии по вопросам правопорядка и законности ЗакСа Аркадий Крамарев, бить в литавры и трубить в фанфары по поводу победы над криминалом пока очень и очень преждевременно. Тем более что к цифрам вроде бы благоприятной статистики надо относиться с известной долей скептицизма, ибо это лишь верхушка айсберга.
Есть такое понятие, как латентная (то есть скрытая) преступность. Имеются в виду те преступления, о которых не заявляют в милицию, поэтому их вроде бы как нет, а на самом деле они есть. Это касается мелких краж, взяток, купли и продажи наркотиков и так далее.
Преступность в Питере, как и в других мегаполисах России, стабильно росла последние 15 лет, чему способствовала прежде всего сложная социально-экономическая обстановка, и в итоге достигла такого уровня, что дальнейшее увеличение числа преступных элементов в общей массе законопослушного населения просто невозможно. Процессы, которые прямо или косвенно порождают криминал, никуда не делись и в ближайшее время не исчезнут. Преступность - явление с мощной социальной инерцией. И пройдут многие десятилетия, прежде чем в Санкт-Петербурге будут покой и порядок, как в благополучные восьмидесятые годы.
Ситуация - под контролем
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что за высокий уровень преступности в городе должны нести ответственность милиционеры, которые палец о палец не ударят, чтобы сломать хребет криминалу. За уровень преступности несет ответственность все общество, с МВД можно лишь строго спросить за плохую работу. Давая оценку деятельности своих коллег в прошлом году, начальник управления ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти полковник Вячеслав Коваленко заявляет, что результатами доволен. Удалось обеспечить покой и стабильную обстановку в городе и, что немаловажно, избежать терактов (тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!).
Милиция по-прежнему испытывает кадровый голод, сотрудников патрульно-постовой службы, уголовного розыска, участковых не хватает. Да и время сейчас не то, чтобы за каждым разбойником бегали по три стража порядка. Ситуация, сложившаяся в городе, и веяния дня требуют принципиально нового, комплексного подхода к борьбе с преступностью.
Ударим по криминалу программой!
В Санкт-Петербурге будет разработана и принята комплексная программа безопасности, за которую отвечает вице-премьер Андрей Черненко. В рамках этой программы планируется создать единую информационно-техническую службу, которая позволит оперативно реагировать на правонарушения, преступления, какие-либо чрезвычайные ситуации и тому подобное.
Для этого на улицах, дорогах, во дворах Питера требуется установить как минимум 50 тысяч видеокамер. Они будут "завязаны" в единую компьютерную систему, благодаря которой не только милиция, но и все оперативные службы города - "Скорая помощь", МЧС, пожарные - получат оперативный сигнал оповещения и еще до выезда на место посмотрят на мониторе, что их ждет. В Петроградском и Выборгском районах такие видеосистемы частично уже установлены. Они работают, есть первые положительные результаты. Да и опыт других городов, прежде всего Москвы, свидетельствует о том, что за видеосистемами - будущее. Эффективность борьбы с криминалом резко повышается, а огромные на первый взгляд затраты окупаются уже в течение первого года эксплуатации.
За нарушителем проследит видеоглаз
Как все происходит на практике? Предположим, вор залезает через окно в квартиру, которая не поставлена на сигнализацию. Камера, "следящая" за двором, передает картинку с изображением проникающего в помещение взломщика на монитор и начинает фиксировать его похождения на пленку. Дежурный сообщает вышестоящему руководству о том, что творятся безобразия. Вор выходит из дома с награбленным, и его уже ведут другие видеокамеры, установленные на улицах и дорогах, записывая весь путь нагруженного поживой до места его пребывания. Скажем, квартиры или "малины". Пришел он туда, довольный и счастливый, а тут, как из-под земли, группа захвата валит мордой в пол и вяжет руки. Потом - камера (уже не видео, а тюремная) и суд. Кстати, доказательную базу собирать не надо, есть видеозапись, достаточно ее прокрутить и вынести приговор по Уголовному кодексу.
Фантастика? Нет. В мегаполисах высокоразвитых стран так все и происходит.
Как быть с правами человека?
Естественно, на создание такой системы сил и средств у милиции не хватит, вот почему к реализации проекта подключается город, возможно, свое слово скажут и федеральные власти. Но не обернется ли все задуманное в благих целях тотальной слежкой за петербуржцами, каждый шаг которых станут "писать" на видео? Не нарушает ли система общегородского наблюдения права человека?
Аркадий Крамарев считает, что подобные вопросы не должны возникать хотя бы потому, что и в странах с традиционно сильными демократическими традициями, в тех же США и Великобритании, такие системы установлены и даже отъявленные борцы за права человека относятся к ним вполне миролюбиво. Лондон, например, на 97 процентов охвачен видеонаблюдением, вот почему бобби в отличие от наших ментов выходят на службу без оружия. Им не надо бегать за преступником и вязать его. Видео зафиксирует похождения бандита, а возьмет его спецназ.
Таким образом, нам остается лишь ждать, когда программа будет реализована. А пока видеоглаз не присматривает за нами, в темных подворотнях и проходных дворах по-прежнему стоит держать ухо востро.
ТОЛЬКО в ходе операции "Вихрь-антитеррор", которая началась во второй половине декабря и проходила в течение 25 дней, в городе и области раскрыто 2012 преступлений, задержано 3538 подозреваемых. Изъято 1133 "ствола", 22 718 боеприпасов, 28,5 килограмма взрывчатки. В операции были задействованы свыше 10 тысяч сотрудников милиции и внутренних войск, а также народные дружины и частные охранные предприятия.
ДЛЯ обеспечения общего видеонаблюдения в Санкт-Петербурге требуется установить 50 тысяч видеокамер. Как уверяют специалисты, эффективность борьбы с преступностью при этом повысится в три-шесть раз, а начальные вложения окупятся уже в течение первого года в 5 - 10 раз.