|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Петербургу угрожает нефтехимический коллапс?
19.01.2004 00:01
На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин заявил о том, что в России наблюдается интенсивный рост техногенных катастроф. Президент подчеркнул, что защита от экологических угроз - дело государственной важности. Между тем на родине главы государства, в Петербурге, собираются построить новый комплекс по обработке и перевалке жидких нефтехимических продуктов. Место для строительства выбрано самое "подходящее" - территория Кировского завода, правый берег реки Екатерингофки. Рядом с планируемым комплексом расположены густонаселенные микрорайоны - Автово и кварталы старой застройки северной части Кировского района.
Как уже писали "Известия", создание в Финском заливе системы морских портов предполагает строительство в Петербурге МПК - морского перегрузочного комплекса нефтехимических продуктов. Об этом правительство города заявляло еще в 1994 году. Благая цель, призванная увеличить транзит через отечественные порты, спустя девять лет оборачивается необдуманным решением чиновников обустроить в городе терминал по перевалке опасных ядохимикатов... "Кировский нефтехимический?" Уже сейчас непосредственные заказчики проекта - ООО "Макс-Терминал" (как сообщает интернет-издание, среди учредителей - ОАО "Кировский завод", ЗАО "ХК "Гранд", ЗАО "Санокр-Москва") - говорят о том, что преследуют исключительно благие цели. Строительство будет сплошной благодатью для Петербурга. Прибавится денег в городском бюджете, отечественный производитель будет на высоте (сейчас перевалку нефтехимии на Северо-Западе осуществляют комплексы Латвии и Финляндии). При этом, по словам руководителей потенциальной стройки, никакой опасности для петербуржцев МПК не представляет. Но так ли радужно обстоят дела с новым комплексом? Отметим, что экологическая обстановка на Кировском заводе, мягко говоря, не соответствует требуемым нормам и правилам. Не случайно главный санитарный врач Петербурга В.Курчанов в своем заключении по поводу строительства МПК на территории Кировского завода отметил: "Почвы земельного отвода относятся к категории чрезвычайно опасного загрязнения тяжелыми металлами... и интенсивно загрязнены бензопиреном". Окружающие завод жилые кварталы уже сейчас находятся не в самой благоприятной экологической ситуации. Строительство нефтехимического комплекса, естественно, не улучшит состояние окружающей среды. Помимо этого, казна города вряд ли пополнится баснословными барышами: по закону все налоги, взимаемые с построенного терминала, будут перечисляться в другие регионы, производящие химические вещества. Естественно, большая часть прибыли от использования нового комплекса попадет к его учредителям. Не исключена опасность того, что при условии создания комплекса город потеряет часть средств по надежной статье дохода - туризму. Угроза всему Петербургу А чем жители города заплатят за возможность жить около современного терминала? Не своим ли здоровьем и здоровьем своих детей. Ведь нефтехимия - отнюдь не такой безвредный бизнес, каким его пытаются представить учредители ООО "Макс-Терминал". Любая деятельность по переработке химических веществ сама по себе достаточно опасна. Мало-мальского инцидента достаточно для того, чтобы нанести вред тысячам людей и экологии всего близлежащего района. И возникновение такой аварийной ситуации - возможность вполне реальная, отнюдь не гипотетическая. Судите сами - даже небольшого источника возгорания достаточно для выброса в атмосферу или водную среду половины таблицы Менделеева. Так что вопрос лишь в том, насколько перерабатываемые новым комплексом вещества будут вредны для экологии города вообще и окружающего их района в частности? Этот вопрос касается не только полумиллиона жителей двух микрорайонов. Ведь река Екатерингофка, на берегу которой возникнет МПК, является протокой дельты Невы. Она ответвляется от основного русла Большой Невы и впадает в Невскую губу. Помимо этого, говорят, что часть мусора (а каким он будет и куда попадет впоследствии - не знает никто) с Кировского завода будет вывозиться на общегородские мусорные полигоны... Таким образом, весь Петербург станет заложником человеческого фактора на морском комплексе перевалки нефтехимии... Памятник необдуманным начинаниям Самый главный экономический недостаток проекта МПК - отсутствие необходимости в нем у потенциальных поставщиков грузов. Сначала МПК задумывался на 1-1,5 млн тонн в год жидких нефтехимических продуктов (поставщик - СИБУР и др.) и до 1 млн тонн удобрений. Но в процессе согласований, когда не удалось добиться разрешения на перевалку через Петербург грузов 1-го и 2-го класса опасности, цифра начала резко снижаться. Сегодня даже генеральный директор ООО "Макс-Терминал" Е.Жих говорит не более чем о 400 тысячах тонн жидких грузов, но реальные поставщики пока не просматриваются (нефтехимикам удобнее иметь дело с портом, который примет всю номенклатуру грузов, в том числе опасные). Исходя из этого можно легко прогнозировать, что комплекс, соответствующий своему сегодняшнему проекту, никогда не станет прибыльным предприятием, а следовательно, город не получит ожидаемых поступлений в свой бюджет. Более того, построенный почти в центре Петербурга крупный промышленный объект станет препятствием для более рационального использования дорогих прибрежных территорий. Однако более вероятно другое развитие событий. Осознавая, что они теряют деньги, владельцы ООО "Макс-Терминал" правдами и неправдами все же добьются права работать со всем спектром нефтехимии, от первого класса до четвертого. Последствия этого решения не нуждаются в комментариях, поскольку они полностью противоречат современной градостроительной логике. Можно ли построить безопасный МПК? Профильная комиссия по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга на депутатских слушаниях признала, что "проектируемый предлагаемый проект Морского перегрузочного комплекса на территории ОАО "Кировский завод" является проектом строительства повышенной опасности в черте плотной городской застройки". Кроме того, именно через территорию будущего комплекса проходят основные железнодорожные пути завода. Состав, следующий через завод, также сможет стать объектом загрязнения. Тогда опасаться неожиданных последствий стоит уже не только жителям Петербурга. Говорят, что именно по этой причине руководство Октябрьской дороги не рискует объявить открыто о поддержке строительства МПК. Никто не спорит с тем, что строительство комплекса на северо-западе страны необходимо. В России должны быть предприятия, занимающиеся легальной и контролируемой переработкой нефтехимических продуктов. Такие предприятия существуют в большинстве европейских стран, не нанося большого ущерба их экологическому положению. Вот только строят такие предприятия вдали от больших административных и деловых центров, при соблюдении всех необходимых норм безопасности. От грамотных и обдуманных действий нового правительства Петербурга зависит здоровье жителей и финансовое благополучие города. Поэтому новый губернатор должна задуматься: возможно ли завоевать авторитет, возводя практически в центре города терминалы, угрожающие жизни миллионов петербуржцев.
Известия-СПб ,
19.01.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |