В среду Законодательное собрание приняло в третьем и последнем чтении законы "О референдуме Санкт-Петербурга" и "О местном референдуме в Санкт-Петербурге". Тем самым был заполнен длительный юридический вакуум, не позволявший жителям города реализовать свое право на "высшее и непосредственное выражение власти народа", как записано в Конституции.
Старые законы о референдумах, принятые в 1996 году, были признаны утратившими силу еще в июле 2001 года, поскольку серьезно разошлись с федеральным законодательством. А до новых у депутатов, что называется, "дошли руки" только сейчас. И, пожалуй, оба упомянутых закона поставили своеобразный рекорд: ведь в первом чтении они были приняты еще в ... декабре 2001 года.
Закон "О референдуме Санкт-Петербурга" устанавливает, что на городской референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Петербурга как субъекта Федерации. Но не все, а за некоторым исключением.
Так, нельзя выносить на суд граждан вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города, а также о проведении досрочных выборов этих органов либо об отсрочке выборов. Нельзя также выносить на референдум вопросы, связанные с персональным составом органов городской власти: референдум о том, кого включать в городское правительство, назначать или снимать с должности, или кого избрать депутатами ЗС, нам не грозит.
Кроме этого, нельзя делать предметом референдума бюджетно-финансовые вопросы, принятие "чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения", а также вопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования: соответствующий вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ "да" или "нет".
С инициативой проведения общегородского референдума могут выступать только граждане или общественные объединения. В этом - одно из важных отличий от старой редакции закона, которая позволяла выступать с инициативой проведения референдума также группе депутатов ЗС (численностью не менее одной трети от общего числа) и губернатору. Инициативная группа (численностью не менее 20 человек) или руководящий орган общественного объединения должны обратиться в городскую избирательную комиссию и указать вопросы, которые они хотят вынести на референдум. В том числе, на референдум можно вынести и проект закона Санкт-Петербурга или другого нормативного правового акта.
Комиссия, а затем - Законодательное собрание должны проверить, соответствуют ли эти вопросы закону, и если все в порядке - горизбирком регистрирует инициативную группу, после чего на протяжении 30 дней она должна собрать подписи граждан в количестве не менее 2 процентов от числа городских избирателей. Иными словами, около 75 тысяч подписей.
В том случае, если подписи собраны в нужном количестве и проверка установила, что нарушений нет, ЗС обязано назначить референдум, который должен будет пройти не позднее чем через 60 дней после публикации соответствующего решения в городских СМИ.
Дальше все очень похоже на избирательную кампанию: агитация, голосование, определение результатов. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие более 50 процентов избирателей, а решение считается принятым, если за него проголосовали более 50 процентов тех, кто пришел на избирательные участки.
Если решение принято - оно имеет высшую силу на территории города и не нуждается в дополнительном утверждении. Отменить или изменить решение, принятое на референдуме, можно только путем нового референдума. При этом проведение его с "такой же по смыслу формулировкой вопроса" допускается не ранее чем через два года после первого референдума.
Напомним, что за всю постсоветскую политическую историю Петербурга проходил только один общегородской референдум - да и тот назывался опросом граждан. 12 июня 1991 года по решению сессии Ленсовета горожане отвечали на вопрос "Желаете ли Вы возвращения городу его исторического названия Санкт-Петербург?". 53 процента пришедших на участки ответили "да", и в сентябре 1991 года Президиум ВС России вернул городу его историческое имя. Больше с тех пор референдумов не проводилось, да и попытка была только одна: в 1997 году, после резкого повышения платы за жилищно-коммунальные услуги, коммунисты собирали подписи для проведения референдума об отставке Владимира Яковлева.
Что касается местных референдумов, то они, согласно второму из принятых законов, проводятся только в границах муниципальных образований, а выносить на них можно только вопросы местного значения. Перечень этих вопросов для питерских МСУ достаточно скромен, а тот вопрос, который вызывает в последнее время наибольшую активность граждан - "уплотнительная застройка", - в них не входит и предметом референдума являться не может.
Организация местного референдума аналогична общегородскому: создание инициативной группы (не менее 10 человек), регистрация ее в избирательной комиссии муниципального образования, сбор подписей на протяжении не более чем 30 дней. Для того чтобы назначить референдум, надо собрать не менее 2 процентов подписей граждан, обладающих избирательным правом и живущих на территории соответствующего муниципалитета. То есть в среднем - для внутригородских МСУ - около 600 подписей. Далее все по той же схеме: на референдум должно прийти не менее 50 процентов избирателей, живущих в муниципалитете, а решение принимается не менее чем 50 процентами голосов.
Трудно сказать, насколько часто жители города на Неве будут пользоваться своим правом на осуществление высшей власти. Но теперь оно им твердо гарантировано.
Невское время ,
16.01.2004