Объединение ФГУАП "Пулково" и ГТК "Россия" приостановлено. Сегодня Межведомственная комиссия (МВК), занимающаяся слиянием, примет решение о возможности передачи городской администрации имущественного комплекса "Пулково".
Передать аэропорт Пулково в управление администрации Петербурга предложил вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов. Это произошло в среду, 14 января, на совещании МВК с участием представителей Министерства транспорта РФ, Министерства имущественных отношений РФ, управления делами Президента РФ, ФГУАП "Пулково" и администрации Петербурга.
Новые схемы
Как сообщил один из топ-менеджеров "Пулково", присутствовавший на этой встрече, МВК должна выработать совместные предложения для внесения изменений в постановление Правительства РФ об объединении двух авиакомпаний. Суть их сводится к тому, что перед объединением из ФГУАП "Пулково" должен быть выделен имущественный комплекс, в который войдут оба терминала аэропорта Пулково и часть наземной инфраструктуры предприятия. На базе этого имущественного комплекса будет создано государственное унитарное предприятие (ГУП), управление которым будет передано петербургскому КУТИ. В конце декабря 2003 г. губернатор Петербурга Валентина Матвиенко направила в Правительство РФ письмо с таким предложением. Чтобы его рассмотреть, МВК приостановила процесс объединения.
Все готово
Постановление Правительства РФ об объединении "России" и "Пулково" уже подготовлено (см. "ДП" N229/03, www.dp.ru). Однако в нем говорится о присоединении ФГУАП к "России" целиком. В итоге государственной транспортной компании может достаться только летный комплекс.
По мнению Андрея Тюрнина, начальника коммерческой службы ФГУАП "Пулково", "самым сложным при разделении "Пулково" станет вопрос о том, куда будет передано наземное имущество - аэропорту или авиакомпании. Для его решения нужно создавать специальную комиссию, - полагает он. - Возможно, с привлечением частных консалтинговых компаний. Однако сам процесс разделения будет длиться около года". Комментарии
Юрий Молчанов, вице-губернатор Петербурга:
"Сейчас идет спор о перспективах развития предприятия "Пулково", и существуют разные варианты этого развития. В обсуждении участвуют все заинтересованные стороны, и поэтому дискуссия имеет активный характер. Кроме того, что Пулково - это крупный городской налогоплательщик, которого не хочется терять, это еще и очень важный объект коммуникации, единственный аэропорт в городе, и мы не можем быть равнодушны к его судьбе. Но чем все закончится, пока говорить рано".
Аргументы сторон
В "России" уповают на ресурс
Руководство ГТК "Россия" выступает за присоединение к ней всего имущества ФГУАП "Пулково" и образование на базе имущественных комплексов авиакомпаний нового авиапредприятия ГУП "Союз". Как сообщили в ГТК "Россия", если компании достанутся только самолеты "Пулково", как того добивается нынешнее руководство предприятия и администрация Петербурга, то "это будет заведомо убыточная компания".
Менеджмент "России" опровергает информацию о крупной задолженности ГТК. Ее представители считают, что административный ресурс, которым обладает управление делами Президента РФ (ГТК является подведомственной управделами структурой), сохранится и после выведения коммерческого подразделения "России" и позволит существенно влиять на коммерческую успешность совместной компании.
"Пулково" против "Союза"
Представители "Пулково" считают, что если аэропорт будет включен в состав ГУП "Союз", который будет иметь головной офис в Москве, бюджет Петербурга может потерять около 50 млн рублей налоговых отчислений ежегодно. По их мнению, у "России" существует большая кредиторская задолженность, которая в процессе объединения авиакомпаний будет гаситься за счет "Пулково". Это неизбежно приведет к сокращению инвестиционных программ петербургской компании и падению ее экономических показателей.
В администрации Петербурга полагают, что управлять аэропортом из Петербурга экономически более эффективно. В "Пулково" с этим согласны, более того, там существует точка зрения, что если процесс объединения "России" и "Пулково" пройдет без учета мнения администрации города, это нанесет большой удар по репутации Валентины Матвиенко.
Первая попытка "отчуждения"
Впервые идея передачи "Пулково" в управление Петербурга была высказана мэром Анатолием Собчаком.
В 1995 г. он подписал Распоряжение N495 от об учреждении ЗАО "Терминал международного аэропорта Пулково" с участием капитала города. Терминал должен был привлечь около $600 млн у неназванной американской компании для строительства на территории, принадлежащей "Пулково", складского терминала.
Неудача
В уставный капитал мэрия внесла участок площадью 3,8 га, который был изъят у "Пулково" с согласия его руководства. Планировалось, что и сама авиакомпания будет передана в собственность города. Проект не был реализован, так как избранному после Анатолия Собчака Владимиру Яковлеву не удалось добиться передачи авиапредприятия городу. Привлечь инвестиции в строительство терминала не удалось, и проект был забыт.
На стороне
В Москве из трех крупных аэропортов только Внуково частично принадлежит мэрии (60,88%). Шереметьево - на 100% в федеральной собственности, а Домодедово передано в аренду на 49 лет и фактически принадлежит группе "ИСТ ЛАЙН".
Руководители крупных российских аэропортов выступают с пожеланиями о передаче их из федеральной собственности в муниципальную. По их мнению, это позволит проще организовывать управление ими, в том числе и прибыльными "неавиационными" видами деятельности.
В Европе большинство крупных аэропортов находится в национальной собственности. Однако во многих из них присутствуют частные управляющие компании, не имеющие доли в аэропортах. В частности, это такие крупнейшие аэропорты Европы, как Charles de Gaulle (Париж), Schipol (Амстердам), Heathrow (Лондон).
Первым попытался получить "Пулково" в собственность города мэр Анатолий Собчак.
Пассажирские авиаперевозки через аэропорт Пулково
+17,5%
2,511 млн пассажиров
9 месяцев 2002 г.
2,951 млн пассажиров
9 месяцев 2003 г.
Источник: ФГУАП "Пулково" (P.P.)
Грузовые авиаперевозки через аэропорт Пулково
+18,3%
5,211 тыс т груза
9 месяцев 2002 г.
6,165 тыс т груза
9 месяцев 2003 г.
Источник: ФГУАП "Пулково" (P.P.)
Авиакомпании в аэропорту Пулково
65% авиакомпании России - 37
10% авиакомпании СНГ - 6
25% зарубежные авиакомпании - 14
Источник: ФГУАП "Пулково" (P.P.)
1.345 млн рублей - предполагаемая балансовая прибыль за 2003 г.
$300 млн - предполагаемая выручка за 2003 г.
Что принадлежит ФГУАП "Пулково"
Парк летного комплекса Пулково состоит из 10 авиалайнеров ТУ-154Б, 15 самолетов ТУ-154М, 10 машин ТУ-134,7 аэробусов ИЛ-86 общей стоимостью около $150 млн
Авиационно-техническая база (АТБ) авиапредприятия "Пулково" обеспечивает полное инженерно-авиационное обслуживание полетов. В ее распоряжении ангары для технического обслуживания авиалайнеров, цех лабораторных проверок и ремонта оборудования, лаборатория спектрального анализа масла, лаборатория диагностики, отдел расшифровки и анализа полетной информации
Аэродром аэропорта Пулково имеет две взлетно-посадочные полосы ИВПП-1:3782х60м, ИВПП-2:3401х60м, систему магистральных, соединительных и вспомогательных рулежных дорожек, три пассажирских и два грузовых перрона
Автоматизированная система управления воздушным движением "Синтез" стоимостью около $2,5 млн
Рейсы по России, СНГ, а также ряд чартерных рейсов за рубеж выполняются из терминала Пулково-1. Пропускная способность Пулково-1 составляет 1,2 тыс. человек в час
Большинство авиарейсов в дальнее зарубежье обслуживается в аэровокзальном комплексе Пулково-2. Это второй по величине российский международный аэропорт с пропускной способностью 800 пассажиров в час. Планируется увеличение его мощности до 1,8 тыс. человек в час
Служба организации бортового питания
Санитарная часть
Деловой Петербург ,
18.01.2004