Питерская интеллигенция включилась в игру на ослабление доллара. С нового года Эрмитаж и другие популярные музеи перевели цены на свои билеты для иностранцев из долларов в евро. Эрмитажу эта операция может дать около $1 млн в год, но турфирмы опасаются, что поток европейских пенсионеров в город на Неве может сильно сократиться. По данным Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, Северную столицу в 2002 г. посетило 2,7 млн иностранных туристов. Итоги за 2003 г. еще не подведены, но в год юбилея в Петербурге ждали приезда не меньше 3 млн иностранцев.
Наибольшей популярностью у гостей Петербурга пользуются Эрмитаж, Русский музей, Петергоф и Царское Село. С нового года эти музеи берут с иностранных туристов плату за вход не в долларах, а в евро.
"Переход на евро не повышает цены, а восстанавливает уровень цен, который мы имели четыре года назад. В течение нескольких лет мы не повышали цены при существующем уровне инфляции", - объясняет директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его оценке, Эрмитаж ежегодно посещает 400 000 иностранцев. А гендиректор музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов добавляет, что музеи вынуждены повышать цены, так как большинство из них "еле сводят концы с концами". Петергоф принимает ежегодно 1 млн иностранных туристов.
Самая дорогая обзорная экскурсия по дворцово-парковому комплексу Петергофа стоила раньше $20, а по Эрмитажу - около $10, теперь же 20 и 10 евро соответственно. Повышение цены билетов на 25% сможет принести Эрмитажу дополнительно $1 млн в год, а вот рост доходов Петергофа оценить сложно: по словам Знаменова, не все туристы здесь осматривают дворцы, некоторые ограничиваются бесплатной прогулкой по паркам.
Для туроператоров инициатива музеев оказалась неприятным сюрпризом, ведь о ценах на туры они, как правило, договариваются с иностранными партнерами летом или осенью, во время международных выставок. Гендиректор одного из крупных принимающих туроператоров оценивает потери своей компании, которая вынуждена будет доплачивать за билеты из собственных средств, в $50 000. Директор по приему турфирмы "Актис" Алексей Жуков рассказал, что фирма сняла из основного пакета некоторые "дорогие" музеи и предлагает их теперь за дополнительную плату.
Йорг Хагенлохер, заведующий групповым отделом немецкой туристической компании Olympia-Reisen, активно работающей на отправку немецких туристов в Россию, называет поведение питерских музеев неэтичным. "Если Дрезденская галерея решит повысить цены на билеты, она сделает это только летом, когда операторы могут внести изменения в свои каталоги", - говорит он.
Президент Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев говорит, что 80% приезжающих в Петербург - это западноевропейские пенсионеры. По словам Хагенлохера из Olympia-Reisen, стоимость шестидневного тура в Петербург составляет в среднем 924 евро, из которых 180 евро приходится на культурную программу (шесть экскурсий в музеи) и обеды. Если цена тура превысит 1000 евро, то многие немецкие туристы могут отказаться от поездки в Петербург, прогнозирует Хагенлохер.
"Стоимость туров нас не касается, туризм в Петербурге - это в первую очередь музеи, и не наше дело, будут ли получать деньги турфирмы, которые занимаются бизнесом, - говорит Пиотровский. - У нас же нет никакого бизнеса, мы занимаемся служением обществу с некоторой оплатой услуг ".
Правда, Эрмитаж все же пошел навстречу турфирмам - музей ввел для них единую скидку в 1 евро с билета. Раньше скидка предоставлялась не всем, а ее размер, по словам Пиотровского, зависел от количества туристов и регулярности посещений. Кроме того, музеи обещают заключать договоры с турфирмами с 1 июля по 1 августа.
Ведомости ,
13.01.2004