|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Проблемы подождут еще год
21.11.2003 00:01
Вчера депутаты Законодательного собрания приняли главный городской финансовый документ - бюджет Санкт-Петербурга на 2004 год. «За» проголосовало 44 парламентария, «против», как обычно, один - Михаил Амосов. План расхода денег городской казны в следующем году по сути не отличается от прошлых. Он дефицитный, содержит массу очевидных минусов и не сулит никаких прорывов.
Нынешний процесс принятия городского бюджета показал, что новая власть или еще не освоилась, или не хочет пока ничего менять. Бюджет-2004 формировался еще яковлевской администрацией, в нем заложены все противоречия и минусы старой экономической политики. Еще представляя проект бюджета, губернатор Валентина Матвиенко выразилась в том духе, что ей он тоже не во всем нравится, но переписывать его заново - нет времени. А совсем без бюджета еще хуже, чем с плохим. Депутаты, официально обсуждавшие проект бюджета около месяца, а в кулуарах - еще с лета, тоже видели все недостатки, но в Смольном им настоятельно рекомендовали бюджет принять. Пытаясь сохранить политическое лицо при административной игре, мариинцы во время первого чтения проекта устроили натуральный театр абсурда. За два с половиной часа (вместо запланированных 45 минут) они не оставили от него камня на камне. А потом все городские парламентарии, кроме одного, проголосовали за принятие проекта. Объяснили они свою непоследовательность «желанием выдать кредит доверия новому губернатору». Дальше все происходило по аналогичному сценарию. Правда, не без дискуссий во время второго (главного) чтения. Вначале разгорелись споры вокруг 37-й статьи проекта, предусматривающей право изменения некоторых тарифов, например квартплаты, правительством и губернатором, а не депутатами, как раньше. По словам депутата Михаила Амосова, принятие таких решений чиновниками, «скажем осторожно, не совсем способствует борьбе с коррупцией». В результате устанавливать тарифы на коммунальные услуги и водоснабжение для населения по-прежнему будет законодательная власть, а не исполнительная. Спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов назвал это решение «победой». Над кем - не уточнил. Также во время второго чтения из Мариинского дворца стал доноситься глухой рокот по поводу судьбы депутатской поправки. Напомним, что это примерно два процента расходной части бюджета, почему-то выделяемых на расходы народных избранников в своих округах. Предыдущий губернатор использовал эту наживку для сохранения рычагов давления на депутатов. Последние получали свои два процента, а на распределение остальных девяноста восьми смотрели как бы сквозь пальцы. Новый Смольный сохранил и эту традицию, даже увеличив размер платы за лояльность. Каждому депутату выделили по 40 миллионов рублей, взамен старых 30 миллионов. Точку в дискуссии поставил спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, заявивший: «Внесение депутатской поправки в этом году совершенно законно», потому что «в предыдущие годы депутатская поправка (пакетная поправка) вносилась в первом чтении бюджета, что противоречило бюджетному кодексу и другим законам Санкт-Петербурга, а в этом году это было сделано во втором чтении, что предусмотрено законом Санкт-Петербурга и бюджетным кодексом». То, что такая поправка принимается лишь в одном субъекте Федерации, а ее наличие противоречит базовым принципам разделения властей (депутаты принимают бюджет, а исполнительная власть тратит деньги), убивает местное самоуправление и позволяет четыре года покупать своих будущих избирателей за их же счет, вместо выполнения своих прямых обязанностей - законодательной деятельности и контроля за властью исполнительной, Тюльпанов считает «нормальным явлением». Кроме того, в новом бюджете прописано увеличение финансирования аппарата Законодательного собрания на 80 процентов. После устранения «шероховатостей» спикер заявил, что «не осталось никаких противоречий», что и подтвердило вчерашнее принятие бюджета в третьем, окончательном, чтении. Основные параметры расходов и доходов городской казны в следующем году по сравнению с прошлым выглядят так: 2003 / 2004 Доходы, млрд руб. 75, 420 / 82, 050 Расходы, млрд руб. 76, 891 / 85, 749 Дефицит, млрд руб. 1, 470 / 3, 698 По словам представителя Смольного в ЗакСе Михаила Бродского, главный минус бюджета - «недостаточное количество доходов». Придется, мол, на каждом заседании правительства Санкт-Петербурга искать дополнительные бюджетные средства. Потому что новых целей у власти теперь много, а бюджет-то старый. Помимо названного профессором Бродским минуса, у бюджета есть и другие. Перечислим лишь некоторые - буквально одним предложением. Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год уже второй подряд дефицитный бюджет города... Расходы города вырастут всего на 9 процентов, и предполагаемый уровень инфляции - 10-12 процентов сведет «повышение» к нулю... А вот увеличение расходов на исполнительную власть составит 24%, на законодательную - 13%... Бюджет-2004 фактически отменяет принятый депутатами с преодолением вето губернатора закон «О доплатах неработающим пенсионерам» до прожиточного минимума с 1 января 2004 года. Согласно главному финансовому документу города, доплаты вводиться будут, но поэтапно, и с 1 января 2004 года прибавку получат лишь неработающие пенсионеры старше 75 лет... По мнению председателя Контрольно-счетной палаты Дмитрия Буренина, осталось право администрации перераспределять средства в ходе исполнения бюджета, что может привести к их нецелевому расходованию, несмотря, кстати, на недавнее решение Уставного суда по этому вопросу... Часть статей, где указывается сумма, которую предполагается выделить на тот или иной вид расходов, «не расшифрованы» - не прописываются конкретные объекты и объемы затрат на них... Семь миллионов рублей предполагается потратить на содержание комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга... Сумма расходов на жилищно-коммунальную сферу (9,5 млрд рублей против 12,5 млрд в бюджете2003) явно занижена... Городской долг увеличится и достигнет почти 18 миллиардов рублей... ...По оценкам некоторых экспертов, проект-2004 - очередной «бюджет проедания денег». Он вряд ли поспособствует увеличению уровня жизни петербуржцев. Так, депутат Константин Сухенко считает, что он очевидно «хуже по сравнению с предыдущими». Городские власти законсервировали существующие проблемы Петербурга, а их решение отложили еще на год. Правда, бюджетное будущее ожидается традиционно светлым. Валентина Матвиенко уже поставила стратегическую цель - удвоение доходной части городского бюджета в течение ближайших трех лет. Это означает, что бюджет 2008 года должен быть не менее 160-170 миллиардов рублей. Однако некоторые экономисты утверждают, что главное - это не размер городской казны, а эффективность ее расходов и соответствие изъятий ради пополнения бюджетных доходов здравому смыслу. Ведь можно всех обложить так, что доходы городской казны вырастут в разы, но в следующем году собирать налоги будет не с кого - «субъекты экономики» разорятся. Отдельные либералы и отпетые монетаристы идут еще дальше. Они думают, что чем меньше бюджет, тем лучше. Больше денег остается в эффективной свободной экономике, а не распределяется чиновниками - так, как в петербургском бюджете-2004. Но это уже сияющие вершины экономической мысли, а мы еще находимся на стадии обсуждения необходимости депутатской поправки...
Известия-СПб ,
21.11.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |