Кампания по выборам депутатов в Государственную Думу от Петербурга закончится через три недели. Но уже можно сказать, что она стала самой примитивной за всю новейшую историю. Постарались все - власти, кандидаты и избиратели. Первые явно рассчитывали провести малозаметные выборы с предсказуемым результатом, вторые сделали ставку на неизуродованный интеллектом электорат, а последние, выражаясь молодежным слэнгом, на выборы вообще "забили". Яркой иллюстрацией общей деградации предвыборного процесса стали приемы и способы агитации за кандидатов в депутаты.
На этих выборах кандидаты предпочитают непосредственную работу с избирателями. Широко используются технологии типа "от двери к двери", листовки и собственные газеты. Львиная доля предвыборных денег ушла на "полевую работу" - то есть обработку электората напрямую, без посредников. Кандидаты используют и традиционные СМИ, но в гораздо меньшем объеме, чем обычно. За это отдельное спасибо нужно сказать Центральной избирательной комиссии и лично ее главе Александру Вешнякову, протолкнувшим предвыборное законодательство, до недавнего решения Конституционного суда фактически запрещавшее журналистам обнародовать любую информацию о кандидатах. Неудивительно, что, когда штабы кандидатов выбирали способы донесения информации до людей, то на газеты, радио и телевидение особо не рассчитывали. Тем более что главное массовое идеологическое оружие - телевидение - заранее было отдано "партиям власти". Без властного протежирования в электронные СМИ сейчас не пробиться. А тратиться на большинство газет в Петербурге (кроме сами понимаете какой) - малоэффективно. Совокупная читательская аудитория бумажных изданий, к сожалению, несопоставима с количеством питерских избирателей.
Кандидаты ушли в народ, вооруженные новейшими методами обработки избирателей. Наступил пик сезона политической попсы.
Группы
В результате массовой попытки политиков стать ближе к людям последним удалось их лучше рассмотреть. Выяснилось, что они либо не понимают, куда баллотируются, либо считают петербуржцев за слабоумных. Чаще всего в агитации партий и кандидатов присутствует и первое, и второе.
Самый наглядный пример - "наружка", уличная политическая реклама. Город запестрел билбордами с изображениями лидеров партий, картин счастливой жизни после выборов и слоганами, имеющими одну характерную особенность. К большинству так и просится какой-нибудь пояснительный комментарий. К "яблочному" "Десять лет в Думе" - "а толку никакого". К наглядной агитации блока "Родина" с надписью "Вернем богатства страны народу" автограф "Полиграф Полиграфыч Шариков". Лозунг "партии власти" - "Вместе с президентом" плюс изображение четырех ее лидеров - Шойгу, Грызлова, Лужкова и Шаймиева наводит на размышление о "котах в мешке", которых так много среди единистов. Изображенные персонажи так ведь и останутся где-то рядом с беспартийным президентом, а кто вместо них пойдет в Думу по списку "Единой России" - неизвестно. Самый ассоциативный плакат у блока двух спикеров - Российской партии жизни Сергея Миронова и партии "Возрождения России" Геннадия Селезнева. На плакате (по цветам и композиции напоминающего предвыборный плакат Валентины Матвиенко, где она была изображена с Владимиром Путиным) стоят два спикера - Селезнев и Миронов, ниже идет маловразумительное буквосочетание "РПЖ-ПВР", а в самом низу - матвиенковский же лозунг "Вместе сможем всё!". Очевидный плагиат сыграл с двумя властными мужами злую шутку. Это даже и комментировать не стоит.
Солисты
Если агитационные плоды коллективного разума партий и общественных объединений чаще всего вызывают улыбку, то пиар кандидатов-одномандатников по большей части просто раздражает.
Самыми модными на думских выборах стали всяческие глобальные программы и проекты переустройства как самого Петербурга, так и существования его жителей. Видимо, кандидатов вдохновила губернаторская кампания, где все шли со своей программой, а "кандидат номер 1" имела целый Проектный комитет. Найти существенные различия в стратегиях развития северной столицы, предлагаемых кандидатами и партиями, практически невозможно. Различаются они лишь объемом. К тому же практически ВСЕ они написаны (если вообще написаны) не самими партиями или кандидатами, а приглашенными политтехнологами или пиарщиками, считающими, что гораздо важнее продвигать само наличие программы, чем какие-то ее тезисы и конкретные меры.
Уставшие от деятельности стратегов светлого будущего еще на выборах главы города, избиратели перестали не то что верить, а даже воспринимать все эти "Город, удобный для жизни" и "Столичному городу - столичную судьбу". Судя по масштабности предлагаемых вариантов переустройства жизни питерцев, кандидаты претендуют не на кресло в российском парламенте, а на вакантную должность господа Бога. Если они действительно думают, что депутаты Госдумы смогут перенести порт "на линию дамбы", а промышленные предприятия из центра города, решить проблемы ЖКХ, параллельно способствуя "полноправному вхождению наших детей в мировое сообщество" (это прямая цитата из программы одного из кандидатов), то они просто не представляют себе, что такое Госдума. Там, вообще-то, принимают законы, а все эти подвиги Геракла под силу только власти исполнительной, да и то не нашей... А если и нашей, то не сейчас.
А как вам забитые листовками, календариками и прочей полиграфической продукцией почтовые ящики? А пикеты у метро с флагами и портретами? А автобиографии и отчеты о проделанной работе кандидатов?.. Это вообще какой-то коллективный приступ мании величия. Главное, что это почти не работает, а денег стоит немерено. В одном из округов, сам свидетель, молодые девушки-агитаторы, позвонив в дверь, начинают со слов: "Мы все понимаем, самим надоело..." Далее разворачивают "Отчет о работе депутата" с такими лицами, что хочется их тут же обнять и заплакать вместе с ними. В заключение агитаторши буквально умоляют хотя бы просто прийти на выборы и "проголосовать за кого угодно".
Об интеллектуальном оскудении кандидатских штабов свидетельствует использование как святых, так и просто диких поводов для раскрутки. Коммунисты проводят предвыборный митинг на кладбище-мемориале на Марсовом поле во время зажжения Вечного огня. "Правые" завтра проведут серию предвыборных мероприятий в связи с пятилетней годовщиной убийства Галины Старовойтовой. На кандидата по 207-му округу Ирину Роднину, известную фигуристку, подали в суд по обвинению в женском шовинизме. Она в интервью какой-то газете якобы заявила, что брать взятки и жульничать могут только мужчины, а женщины на такое в принципе не способны. Кстати, тема взаимосвязи между половой принадлежностью объекта и способностью управлять, брать взятки, жульничать и прочее была поднята, как все помнят, в ходе губернаторской кампании и не потерялась в кампании думской. Тем более что спортсмены - народ прямой, политикой не испорченный, как думают, так и говорят.
Самый идиотский способ непосредственной обработки избирателей - это телефонные обзвоны. По силе негативного воздействия их можно сравнить разве что с... Или нет, с... Да не с чем их сравнить! Например, звонят по телефону - типа социологический опрос. В результате выясняется, что действующий депутат от данного округа (и конкурент заказчика "опроса") - многоженец, гомосексуалист и скрытый педофил одновременно. Особенно интересно выслушивать все это тем, кто не то что на выборы, на улицу не выходит. Да и остальным этот предвыборный идиотизм, особенно после выборов губернатора, до лампочки.
Убежденность партий и кандидатов в дремучести и интеллектуальной недееспособности избирателей плюс "народные" методы предвыборной агитации уже принесли плоды. Явка на думские выборы ожидается самой низкой за последние 10 лет.
МК в Питере ,
19.11.2003