До 1 января 2004 года, когда вступит в силу новый закон "О связи", осталось менее полутора месяцев, однако в ОАО "Северо-Западный Телеком" (СЗТ) не могут назвать, какой будет абонентская плата и каким будет тариф за повременку.
Напомним, что новый закон дает право каждому абоненту самому выбрать наиболее выгодную для себя плату за пользование телефоном: либо ежемесячную (абонентскую), либо за каждую минуту разговора (повременную).
ОАО рассчитало тарифы и по фиксированной, и по повременной оплате. Но в СЗТ отказались показать расчеты. "Тарифы для повременного учета соединений были разработаны в полном соответствии с порядком установления тарифов, утвержденных Министерством по антимонопольной политике (МАП). Но говорить о них бессмысленно, - объяснила начальник отдела по связи с общественностью Татьяна Борисенко, - так как МАП их не утвердило, ссылаясь на то, что оно собирается менять саму методику расчета тарифов".
Кому подыграет МАП - абонентам или оператору связи, остается только гадать. Безусловно, оператору необходимо резкое повышение фиксированной ежемесячной платы. Только так можно заставить абонентов выбрать повременку.
Не секрет, что связистам невыгодно предоставленное новым законом право выбора. Это право может привести оператора к убыткам. Понятно, что дураков среди абонентов нет, и тот, кто разговаривает много, остановится на фиксированной плате, а тот, кто мало, - на повременной. Получается, что закон делает для связистов, которые рассчитывали на дополнительные доходы, бессмысленным ввод повременки. Если повременкой не воспользуется абсолютное большинство, то оператор связи может проиграть. Спасти положение могут только очень высокие тарифы на абонентскую плату. И еще летом в кулуарах Петербургского экономического форума глава "Связьинвеста" Валерий Яшин заявлял, что холдинг намерен добиваться абонентской платы на уровне 12-15 долларов в месяц. Это вынудит людей согласиться на повременную оплату, при которой фиксированная плата должна быть почти на порядок ниже.
Связистам необходимо окупить затраты в десятки миллионов долларов на приобретенное оборудование для повременки. Кроме того, они рассчитывают заложить в тарифы средства, необходимые и на развитие проводной сети. А еще с вводом повременной оплаты они рассчитывают перераспределить нагрузку на сети. Пока они продолжают жаловаться на неравномерную загрузку сети.
При нынешнем положении дел, по информации Т. Борисенко, некоторые филиалы СЗТ работают себе в убыток, Петербургская телефонная сеть - на уровне себестоимости. При этом Татьяна Борисенко отмечает, что СЗТ в техническом плане практически готов к вводу повременки. В карельском филиале система повременного учета стоимости телефонных разговоров (СПУС) введена с 1 марта 2003 года в постоянную эксплуатацию. В ряде других филиалов (в Архангельске, Вологде, Калининграде, Мурманске, Новгороде и Череповце) СПУС с 1 сентября 2003 введена в опытную эксплуатацию. При этом абонентам выставлялись пробные счета на основании предварительно рассчитанных тарифов.
В ноябре 2003 года, когда уже стало очевидно, что министерство не утвердило тарифы, ОАО "Северо-Западный Телеком" прекратило в шести филиалах выставлять пробные счета. Но не отменило опытную эксплуатацию. Как сообщили в СЗТ, работа, позволяющая осуществлять проверку технической готовности средств филиалов ОАО "СЗТ" для внедрения СПУС, продолжается.
Опытная эксплуатация СПУС в Петербурге началась с 1 ноября 2003 года. Но петербуржцам связисты пока счета не выставляли. Ждут, какую методику расчета тарифов на связь разработает МАП.
Час Пик (Санкт-Петербург) ,
19.11.2003