|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дорога без конца
11.11.2003 00:01
За месяц до голосования стартовал последний этап агитационной кампании - теперь о кандидатах в депутаты Государственной Думы можно прочитать в средствах массовой информации. Особенность этих выборов в том, что кандидаты явно предпочитают агитации через обычные СМИ технологии "от двери к двери", полевую работу, листовки и самодельные газеты.
Бюджеты выборных кампаний давно сверстаны Уже выявились основные свойства такой агитации: она, в лучшем случае, малоэффективна, а в худшем - просто отталкивает избирателя. Конечно, кандидаты используют и традиционные СМИ, но не так широко, как обычно. Большую роль в создании такой ситуации сыграло предвыборное законодательство, до недавнего решения Конституционного суда фактически запрещавшее журналистам обнародовать любую информацию о кандидатах. Не удивительно, что когда штабы кандидатов выбирали способы донесения информации до людей, то на газеты, радио и телевидение особо не рассчитывали. А теперь, когда предвыборные бюджеты давно сверстаны и наполовину потрачены, запущенный механизм остановить уже трудно. Кроме того, широкое использование СМИ могут себе позволить только партии и кандидаты, приближенные к власти. Без пресловутого административного ресурса тотального предвыборного вещания через СМИ не добиться. Либо нужно какое-то космическое количество денег, в первую очередь на телевидение. Поэтому нынешнее хождение в народ кандидатов - процесс во многом объективный. Большинство кандидатов заранее настраивались на "подушевую" работу с электоратом и готовились стать как можно ближе к народу. И как только они приблизились к своим избирателям, выявилось то, что давно смутно ощущалось. Первое: подавляющее большинство кандидатов настолько далеки от народа, что воспринимаются скорее как посланцы с Марса, а не как народные представители во власти. Второе: потенциальные народные избранники, очевидно, держат своих избирателей если не за слабоумных, то за недалеких точно. В качестве морковки - глобальные программы Непонятно, к примеру, почему на думских выборах стало модным предлагать избирателям в качестве главной морковки глобальные программы и проекты. Измученные всяческими прожектами еще на выборах губернатора, избиратели уже совершенно перестали не то что верить, а даже воспринимать все эти "Город, удобный для жизни" и "Столичному городу - столичную судьбу". Судя по масштабности предлагаемых вариантов переустройства жизни питерцев, кандидаты претендуют не на кресло в российском парламенте, а на должность господа Бога. Если они действительно думают, что депутаты Госдумы смогут перенести порт "на линию дамбы", а промышленные предприятия- из центра города, решить проблемы ЖКХ, параллельно способствуя "полноправному вхождению наших детей в мировое сообщество" (это прямая цитата из программы одного из кандидатов), то они просто не представляют себе, что такое Госдума. Там вообще-то принимают законы, а все эти подвиги Геракла под силу только власти исполнительной, да и то не нашей... А если и нашей, то не сейчас. Что до автобиографий и отчетов о проделанной работе кандидатов... Это вообще какой-то коллективный приступ мании величия. Откроем одну из брошюр. Глава "Родился" (потом, понятное дело, "Учился", "Женился", следствием чего, вероятно, стало название следующей главы - "Путч") в автобиографии одного из лидеров "правых" начинается словами: "Я из ЧИСТО питерской семьи". Затем совершенно логично автор продолжает: "Дальше по Высоцкому: первые годы я помню неточно. Но вот что помню совершенно отчетливо - нашу жизнь на Дальнем Востоке". Ну куда это годится? Продукцию, кстати, не просто разносят по почтовым ящикам, а прямо звонят в дверь и вручают избирателям вместе с другими материалами кандидата. В Центральном районе молодые девушки - агитаторы за другого кандидата, судя по всему жутко уставшие только от одного вида "своего" патрона, позвонив в дверь, начинают со слов: "Мы все понимаем, самим надоело..." Далее разворачивают "Отчет о работе депутата" с такими лицами, что хочется их тут же обнять и заплакать вместе с ними. В заключение агитаторши буквально умоляют хотя бы просто прийти на выборы и "проголосовать за кого угодно". Эффект от телефонных обзвонов только негативный Не ускользнули от внимания кандидатов и современные технологии. Помимо давно известной - рассылки агитматериалов по электронной почте, отдельные индивидуумы создают практически собственные электронные СМИ. Один деятель где-то достал автомобиль с большим экраном, на который транслируются предвыборные ролики и комментарии будущего парламентария по текущему моменту. Этот политический "Сам себе режиссер" привлекает внимание в основном солдат срочной службы и праздношатающихся, но по кандидату видно, что столь малый охват аудитории весьма дорогими средствами его не остановит. Более того, невооруженным взглядом видно, что человек просто счастлив. Самый примитивный способ непосредственной обработки избирателей - это телефонные обзвоны. По силе негативного воздействия их не с чем сравнить! Звонят под предлогом социологического опроса, в результате которого выясняется, что действующий депутат от данного округа (и конкурент заказчика "опроса") - чуть ли не сам Дракула. Особенно интересно выслушивать всё это тем, кто не то что на выборы, на улицу не выходит. Да и остальным этот предвыборный всплеск активности до лампочки. Швондер с вами! Многие кандидаты широко используют светлые идеи в своих целях. Например, в Кировском районе один из кандидатов - действующий депутат ЗакСа - развил бурную деятельность по созданию домкомов. Напомним, что с призывами "самоорганизовываться по месту жительства" власти выступают уже не первый год. По их разумению, это как-то поможет улучшить работу ЖКХ. Не обсуждая всю бесперспективность попыток наладить работу городского коммунального хозяйства в его нынешнем виде, заметим, что домкомы действительно не помешают. И вот этот самый городской парламентарий, решивший стать парламентарием федеральным, направил в район бригады граждан, собирающих жителей на собрания, якобы, для выборов домкома. На самом деле они там никого не выбирают (не имеют такого права), просто агитируют за своего работодателя и цинично раздают агитки. При этом почему-то упорно скрывают свои истинные задачи. Эта убежденность в дремучести и интеллектуальной недееспособности избирателей плюс "народные" методы предвыборной агитации уже дали результаты. По прогнозам агентства социальной информации (АСИ), к избирательным урнам 7 декабря придут от 15 до 29 процентов (выборы будут считаться состоявшимися, если придут 25%) петербуржцев. Если учесть, что на губернаторских выборах АСИ прогнозировало в 1-м туре явку около 40 процентов, а пришли 29, то, скорее всего, большинство питерских округов останется вообще без депутатов в Госдуме. Может, это и к лучшему? Живут же как-то избиратели в 209-м округе...
Известия-СПб ,
11.11.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |