О том, что бюджет Санкт-Петербурга в перспективе должен сравняться с бюджетом российской столицы, Валентина Матвиенко заявила уже на следующий день после своего избрания губернатором. Она пообещала через два-три года превратить нынешние скромные 80 миллиардов в 150 - 160. И еще, не сформировав новое правительство, принялась выискивать резервы для городской казны. Две недели назад нашлась прибавка в 2 миллиарда, на прошлой неделе - еще десять. В обоих случаях деньги как будто лежали под ногами. Разница лишь в том, что если за первую находку горожане мысленно аплодировали властям, то за вторую "спасибо" могут и не сказать. Два дополнительных миллиарда должны "накапать" Петербургу из пистолетов АЗС. По нынешнему законодательству рассчитываться за бензин с государством можно и в начале, и в конце цепочки "добытчик топлива - поставщик - продавец". Если бы за весь бензин, съедаемый питерскими автомобилями, акцизы платились владельцами заправок, местный бюджет получил бы в 2003 году 2,7 млрд. рублей. На деле получит чуть больше 0,5 млрд.
Ввести в практику "местные" акцизы Валентина Матвиенко взялась по той же методе, по какой известный управдом распространяла лотерейные билеты. Только если в "Бриллиантовой руке" жильцам грозили, что отключат газ, питерских нефтетрейдеров губернатор пообещала не допустить до строительства новых АЗС. А их количество на берегах Невы в ближайшие годы удвоится.
Воспитывая сознательность у представителей топливных компаний, губернатор гневно вопрошала в Смольном: "Почему так неуважительно относитесь к городу, в котором работаете?" Тем, кто с 1 января 2004 года не изменит позицию, обещаны "административные рычаги воздействия" и, в частности, бдительный контроль за качеством продаваемого топлива. "Компании, которые не могут солидно работать, будут вытеснены конкурентным способом", - заявила губернатор. Результат не замедлил сказаться - почти половина торговцев топливом уже выразила готовность пополнять городскую казну.
А вот вторая "находка" всполошила не только бензиновых королей, но и все бизнес-сообщество Северной столицы, а также простых горожан. Новый глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк пообещал повысить стоимость городской земли в 2 - 10 раз, в зависимости от места. Отметив, что отдавать 1 гектар городской площади за 150 тысяч рублей недопустимо, Бланк пообещал разбить город на зоны и впредь не продавать землю ниже определенного уровня. Аналитики сразу предположили, что цены на недвижимость подскочат в 3 - 4 раза и сравняются с московскими. Но у земельной революции есть еще одно важное следствие: с 1 января 2004 года участки будет распределять не инвестиционно-тендерная комиссия, как при Владимире Яковлеве, а городское правительство. Ожидается, что доходы от открытых аукционов как раз и дадут прибавку почти в 10 миллиардов рублей.
Получается замкнутый круг. Увеличивать бюджет новые власти собираются, чтобы преодолеть низкий уровень жизни населения и демографический кризис. Но в Петербурге плохо живут и мало рожают не в последнюю очередь из-за стесненных жилищных условий. А после подорожания земли квартиры для большинства горожан станут еще менее доступны.
Не случайно самые последовательные критики новых городских властей полагают, что амбициозные бюджетные планы не цель, а средство. Целью же является контроль над финансовыми потоками. Все ресурсы, прежде питавшие старую яковлевскую "семью", должны быть переключены на "федералов", пришедших к власти в Северной столице. Самый простой способ овладеть потоками - сломать до основания прежние и построить принципиально новые системы контроля. Строительство и топливный рынок в этом смысле важнее всего остального.
Московские новости ,
6.11.2003