|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
В ожидании передела
3.11.2003 00:01
Новый Смольный объявил о достижении первого серьезного успеха на экономическом фронте. Без применения административного ресурса, впрочем, обойтись не удалось.
По сообщению комитета экономики, в минувший четверг ряд ведущих городских топливных компаний согласились с изменением сложившейся практики оплаты акцизов - в пользу петербургского бюджета. По официальным прикидкам экспертов комитета, примерная цена вопроса для города может составить до полутора миллиардов рублей. Корень «бензиновой проблемы» заключен в новом российском Налоговом кодексе, точнее - в его 22-й главе, определяющей в том числе и порядок уплаты топливных акцизов. До того, как эта глава начала действовать (до 1 января 2003-го), искомый порядок был прост: плательщиком акциза признавались «лица, реализующие произведенный ими бензин или дизельное топливо». Согласно же новой редакции НК, платить акцизы должны «лица, осуществляющие производство нефтепродуктов и их реализацию». При этом в законе подчеркивается, что акцизы в региональный бюджет должны перечислять организации, получившие в соответствующей налоговой инспекции свидетельство о регистрации. Однако из того же закона следует, что реализовывать нефтепродукты можно и без свидетельства. В итоге получается, что розничные операторы свой налог все-таки платят, - но не в городской бюджет, а поставщику топлива (который включает акцизы в его стоимость). В свою очередь, поставщик перечисляет деньги в бюджет того региона, где располагаются его нефтеперерабатывающие мощности. Для города введение новых правил обернулось сокращением доходных поступлений. Этот факт нам подтвердили даже в несклонном к откровенности местном представительстве министерства по налогам и сборам: «Мы не уверены, что план по сбору акцизов на нефтепродукты (2,7 млрд. рублей) будет выполнен. Реалистичный показатель здесь - 50%». Менее официальные наблюдатели назвали еще меньшую цифру - 25%. Понятно, что в Смольном не испытывали радости от этих финансовых сводок. И как только новый губернатор укрепилась в своем кресле, было решено действовать. В первый раз Валентина Матвиенко встретилась с представителями топливных компаний еще в позапрошлую пятницу. Повторные консультации состоялись на прошлой неделе, в них принял участие свеженазначенный руководитель городского экономического ведомства Владимир Бланк. Как сообщают наши смольнинские источники, в ходе первой встречи особые претензии были предъявлены к руководству Петербургской топливной компании (по оценке петербургского центра исследования рыночной среды, ее доля на розничном топливном рынке - 26-28%). Этот факт вряд ли можно назвать сенсацией: не секрет, что с прежним городским начальством менеджмент ПТК связывали тесные контакты. У новой же администрации собственные приоритеты. Тем не менее, губернаторские претензии не обошли стороной и прочих участников рынка. Подытоживая, Валентина Ивановна пообещала принять к тем, кто не прислушается к ее советам, меры административного воздействия. Первой из этих мер был назван новый подход к распределению земельных участков под строительство новых заправок - их отныне будут предоставлять лишь тем компаниям, которые согласятся перечислять акцизы в бюджет города. В этой связи следует подчеркнуть, что новые АЗС городу действительно необходимы. Профильные специалисты выделяют специальную характеристику - уровень обеспеченности топливозаправочными услугами (он определяется через соотношение количества автомобилей, приходящихся на одну автозаправочную станцию). По данным Российского топливного союза, в Бельгии этот показатель составляет 865, во Франции - 1490, в Германии - 2485, в Москве - 3850, а в Петербурге - 4200. По расчетам экспертов того же центра исследования рыночной среды, предельное количество АЗС для города - около 500. Наши топливные бизнесмены согласились с властными претензиями достаточно оперативно. В результате переговоров, как нам сообщили в городском комитете экономики, ЗАО «ПТК», а также местная «дочка» «Лукойла» - ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» приняли на себя обязательство перечислять акцизы в горбюджет уже с 1 ноября текущего года. ЗАО «Киришиавтосервис» (входящее в нефтяную компанию «Сургутнефтегаз») намерено сделать это с 1 января 2004-го. ООО «Шелл-АЗС» и ООО «Фаэтон» «изыскивают возможности для скорейшего решения этой проблемы». В ООО «Несте-СПб» нас также заверили, что «готовы это делать, принципиальное решение уже принято». Однако от указания конкретных сроков здесь все-таки предпочли воздержаться. Судя по всему, сегодня уже можно всерьез говорить о том, что Петербург в ближайшие годы ожидает серьезный передел топливного рынка. И дело здесь не только в позиции новых городских властей: число участников рынка стремительно сокращается все последние три года. Если до 2000-го на рынке активно функционировали свыше ста игроков, то сейчас их, по сути дела, чуть больше двух десятков. По мнению аналитиков, в конце концов в городе останется не больше 7-8 операторов. Действия Смольного смогут лишь ускорить этот естественно развивающийся процесс. Ибо искомое свидетельство может быть выдано лишь компании, в собственности которой имеются мощности по переработке, хранению и реализации нефтепродуктов. Те, у кого их нет, выйдут из игры уже в самом ближайшем будущем. А фаворитами в новых условиях выглядят монстры российского рынка: «Лукойл», «Славнефть» и ЮКОС (если, конечно, действия властей не окажутся для последней компании роковыми).
Дело ,
3.11.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |