|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Слишком скорый для чиновников
25.09.2003 00:01
Проект запуска по маршруту Санкт-Петербург - Москва высокоскоростного пассажирского поезда "Сокол", о котором много говорили и писали последние десять лет, недавно на официальном уровне признан ошибкой. Полмиллиарда баксов - под откос?
Министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил: "Межправительственная комиссия признала его полностью непригодным, а все разговоры о том, что "Сокол" можно довести до ума, - выкачивание миллионов и пустая трата денег. Те идеи, о которых нам в течение десяти лет рассказывали, не получили завершения. Мы пришли к тому, с чего начинали". То, что признали "исторической ошибкой", обошлось нам с вами - честным налогоплательщикам, - по разным оценкам, от 70 до 450 миллионов долларов. Что же случилось? Проект был запущен в 1992 году. Заказчиком выступило РАО "Высокоскоростные магистрали", проектировался состав в знаменитом ЦКБ "Рубин". Инженеры и ученые не посрамили славного имени конструкторского бюро и произвели на свет чудо-состав из шести вагонов и локомотива. Летом 2000 года все российские СМИ громко протрубили в фанфары: "Сокол" впервые тронулся с места! И стал на бешеной скорости наматывать первые километры по стальным магистралям - шли обкатка, испытание, доработка проекта. Неизвестно, как складывалась бы дальнейшая судьба скоростного поезда, но к этому времени РАО "ВСМ" уже имело скандальную репутацию, связанную с закрытием в котлован у Московского вокзала десятков миллионов долларов. Акционеры-заказчики фактически стали банкротами, финансирование прекратилось. Между тем различные межведомственные комиссии стали все жестче требовать безукоснительного устранения технических недоработок. Главная претензия состояла в том, что поезд не мог развить заданной скорости - 250 километров в час, максимум, что он выдавал, - 236 километров. Причины этого проектировщики находили в изношенных стальных магистралях на линии Питер - Москва, большая часть которых не приспособлена для движения скоростных поездов. (Заметим, что, по заверению министра путей сообщения, между Санкт-Петербургом и Москвой создана великолепная инфраструктура, и пути подготовлены для прохождения поездов со скоростью 200 - 250 км/час.) Как бы там ни было, в марте 2002 года "Сокол" отправили в депо для устранения недоработок. Нужен был спонсор для дальнейших испытаний. Желание поддержать проект высказала группа компаний "Ист", тем более что разработчики оценивали его готовность на 90 процентов. Будем ездить на "Авроре" Еще немного, еще чуть-чуть, и "Сокол", кажется, готов был взвиться орлом над знаменитой трассой и доставлять нас в Первопрестольную едва ли не как самолет. Однако в ходе последней проверки вновь обнаружилось порядка тридцати недоработок, главное же - скоростной барьер в 250 километров в час так и не был преодолен. И на заседании инвестиционного комитета МПС "Сокол" был назван в качестве примера неудачного проекта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И что сейчас? Идея создания суперскоростного поезда похоронена? Ничего подобного. Министр Фадеев заявил, что разработка высокоскоростного состава российскими инженерами будет продолжена. Только где конкретно, кем, на какие деньги и в какие сроки, пока неясно. Но и горемыку "Сокола" пока еще рано списывать. Во всяком случае группа компаний "Ист", несмотря на то что межведомственная комиссия признала поезд непригодным к эксплуатации, намерена завершить проект. Рядового гражданина в данной ситуации интересует, может быть, даже не столько неопределенное будущее скоростных составов. Бог с ними, на "Авроре" пока ездить будем. Но рядовой гражданин, прочитав заметку, в очередной раз воскликнет: "Доколе?!" Опять куча денег профукана, желаемого результата народ так и не дождался, а отвечать за "историческую ошибку" вроде бы некому. Впрочем, уже начался поиск "стрелочника", называются конкретные имена прежних руководителей МПС, которые в начале девяностых отчаянно "пиарили" проект. Сообщается, что в стане противников "Сокола" якобы были руководители других скоростных проектов, желавшие перетянуть финансовое одеяло на себя. Также рассуждают о будто бы возникших разногласиях между проектировщиками и железнодорожниками, которым для пуска "Сокола" надо было менять сотни километров изношенных рельсов, а это - опять траты. И немалые. Как бы там ни было, пока - ни скоростного поезда, ни денег, а проект закрыт. Здорово живем!
Вечерний Петербург ,
25.09.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |