Воскресный день до полудня мало напоминал достопамятные времена, когда семейные пары с шариками и детишками двигались под гремящую из динамиков музыку на избирательные участки. Члены комиссии мирно обсуждали вчерашний сериал, наблюдатели нервно изучали стенды в поисках “криминала”, иногда на участок заглядывала бабушка с истеричной “мухоловкой” на привязи и спрашивала: “А с собачкой проголосовать можно? Или мне ее домой сначала отвести?”. “Можно, можно”, — любезно соглашались члены комиссии.
Таким макаром к 11 утра в Питере проголосовало около 1% населения. К обеду дело пошло более споро. И даже появилась работа для наблюдателей. Например, на одном участке была замечена явная провокация. На стенде, где были прикреплены фото и биографии кандидатов, под двумя фотографиями значилось: “Сняли свои кандидатуры по собственному желанию”. Правда, подписи эти странным образом “съехали” и в результате оказались вовсе не под фотографиями действительно выбывших с дистанции Петра Шелища и Сергея Прянишникова, а как раз под действующими кандидатами...
С окраин пришло сообщение об “армейском голосовании”: курсанты военного училища им. Можайского пришли на участки строем в окружении офицеров. И под их чутким руководством, чуть ли не по команде: “Раз-два, ставим галочку напротив...” — дружно волеизъявились. А представители социологических служб жаловались, что милиция мешает проводить “экспресс-опрос” людей на выходе с участков. Кстати, опрос — вполне законный и неоднократно проводимый на выборах различного уровня. Но питерские стражи порядка почему-то решили, что такой “народный контроль” неуместен. Как выяснилось позже, социологов задерживали за то, что они “отлавливали” проголосовавших на расстоянии ближе, чем 50 метров от участка... Из Петроградского района поступил звонок о факте подкупа избирателей, но выехавший “по звонку” наряд ГУВД ничего подозрительного не обнаружил.
В остальном — все было спокойно. Избирательные комиссии особо не переживали из-за низкой явки. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, достаточно, чтобы к урнам явилось не менее... 20%. И поскольку даже в штабе “кандидата №1” — Валентины Матвиенко — были уверены, что одним туром дело не обойдется, “лихорадку” отложили на потом.
МК ,
22.09.2003