Каждую избирательную кампанию в Петербурге много и возмущенно говорят о засилье черного пиара. Однако правоохранительным органам не удается найти ни организаторов, ни заказчиков «черных акций». И в этот раз охота за черными пиарщиками, скорее всего, ни к чему не приведет.
Одним из громких дел этой кампании стало обнаружение 3500 экземпляров газеты «Валентина Матвиенко. Разговор с городом без посредников». Дизайн и верстка этой газеты почти совпадали с дизайном аналогичной газеты, выпускаемой штабом Валентины Ивановны. Первую полосу украшала вполне кондиционная фотография кандидата No1. И только опубликованная на второй и третьей страницах программа Валентины Матвиенко вызывала некоторые сомнения в том, что эти тексты готовили сотрудники штаба полпреда. Там, в частности, говорилось, что «Звездные часы Петербурга остались далеко в прошлом. Теперь ему уготована судьба лишь музея под открытым небом», «Москвичи получали и должны получать больше денег, чем жители других городов - в соответствии с запросами и столичным менталитетом». «Нет никаких сомнений, что те люди, у кого нет денег, чтобы заплатить за обучение, к элите принадлежать не могут. Бесплатное образование навсегда осталось в прошлом».
В штабе Матвиенко, естественно, заявили, что такой газеты они не делали, и потребовали от силовых структур эффективных и адекватных действий в отношении издателей провокационной продукции. Прокуратура Московского района возбудила уголовное дело о клевете.
Согласно выходным данным, указанным на самой газете, тираж был отпечатан в Новой типографии в Угольной гавани, которая выпускает агитационную продукцию для многих кандидатов в губернаторы. Однако вскоре выяснилось, что Новая типография не имеет к «левой» газете никакого отношения, а весь тираж был отпечатан в Ломоносове - в типографии издательства «Диамант».
В прошлый четверг следователи собирались предъявить обвинение директору ломоносовской типографии Александру Мравинскому. Но эта операция застопорилась. В итоге в деле по-прежнему фигурирует один подозреваемый - некий Георгий Агаманян, которого милиция считает заказчиком фальшивой продукции. Но ему тоже ничего не предъявлено: он объявлен в розыск.
Пока неизвестно, успел ли хоть один экземпляр заинтересовавшей силовые структуры газеты дойти до читателя. Тираж, указанный в выходных данных, - 500 тысяч экземпляров, вряд ли соответствует действительности. Фактов распространения фальшивой продукции милицией зафиксировано не было, то есть состав преступления оказался неоконченным. Такое и расследовать неинтересно.
В «Диаманте» сотрудники милиции изъяли один или два экземпляра фальшивки, офсетные пленки и пластины с оттисками полос. Директора типографии Мравинский заявил, что его подставили, причем не ради конкурентов Валентины Матвиенко, а ради него самого. Якобы 1 сентября к нему явился неизвестный молодой человек, представившийся помощником одного из кандидатов (кого именно, он так и не сказал) и попросил отпечатать большую партию газет. Документов, подтверждающих его принадлежность к избирательной кампании, визитер не предъявил, и директор типографии ему поначалу отказал. Однако «помощник кандидата» попросил все-таки отпечатать пару номеров на пробу, чтобы убедиться, что уровень печати в «Диаманте» соответствует необходимым стандартам. Он оставил пленки в издательстве и «поехал за подтверждением». После этого работники типографии действительно напечатали «всего пару экземпляров» и стали ждать заказчика с документами, но дождались не его, а милицию. Объяснения о «подставе» и о том, что были отпечатаны только пробные экземпляры, выглядели убедительными до той минуты, пока часть тиража не была обнаружена на складе «Орион» в Московском районе.
В беседе с корреспондентом «Города» директор ломоносовской типографии отказался комментировать ситуацию, сославшись на тайну следствия. Зато от господина Мравинского стало известно, что типография «никогда не принадлежала и не будет принадлежать чеченцам» и он «подаст в суд на те газеты, которые написали эту чушь». Ломоносовская типография «Диамант» действительно была выкуплена, но не кавказцами, а простыми петербуржцами, и сейчас печатает книги и районные газеты.
В милиции в невиновность господина Мравинского почти не верят: «Не может быть, что директор не знал, что тиражирует фальшивку. И что это значит: ему заказали - он и печатает?! А если бы ему пачку долларов принесли и попросили бы напечатать их копии - он бы тоже согласился?» О судебной перспективе этого дела сотрудники правоохранительных органов говорят так: «Скорее всего, прекратят за отсутствием состава, хотя нас это и не очень радует: по делу работала целая бригада, исписали уже тонны бумаги, и что, это все - в архив?»
Таким образом, ситуация может развиваться в двух направлениях: либо из директора типографии сделают козла отпущения, либо стражи порядка продолжат искать исчезнувшего Георгия Агаманяна. Которого если и можно привлечь к ответственности, то только за приготовление к преступлению. Впрочем, с другой стороны, зачем его искать, если дело все равно развалится.
У экспертов нет однозначного мнения об эффективности черных технологий. Одни считают, что такого рода фальшивые издания являются очень действенным методом воздействия на умы избирателей. Другие уверены, что черный пиар малоэффективен, и процветает только потому, что нравится заказчикам, готовым платить за это деньги. Не редко бывает и так, что кандидат сам запускает против себя какую-нибудь «черную технологию», чтобы потом разоблачить происки конкурентов в СМИ. Впрочем, по мнению наблюдателей, к данному случаю это вряд ли относится.
Город ,
17.09.2003