Его вес 72 тонны, высота — 4,5 метра. Отливка самого большого в мире колокола началась в Питере с благословения наместника Троице-Сергиевой лавры. На звонницу этого монастыря и будет водружен колокол-гигант.
За отливку отвечает Василий Иванович Чапаев — заместитель начальника литейного цеха Балтийского кораблестроительного завода. Выдав положенную каску и прочитав правила техники безопасности, он пригласил меня в цех.
Первая попытка отлить точную копию сброшенного в 30-х годах Свято-Троицкого колокола невероятных размеров оказалась неудачной. “Собрали прессу, — говорили тогда священники, — допустили до таинства, вот и не дал Господь своего благословения”.
Во второй раз (может, и правы и святые отцы?) колокол отливали без особой шумихи. В цех пустили только корреспондента “МК” — человека, как было решено, “неглазливого”.
— Все! Сплав разогрет, очищен, можно лить! — отрапортовал Василий Иванович.
Дело в том, что отлитие гиганта состоит из нескольких сложных этапов и по времени занимает почти год. Сначала разрабатывается чертеж модели — только на это уходит несколько месяцев. Потом из дерева создается точная копия будущего колокола, по которой делают форму. И наконец, предпоследний, самый важный этап — заливка.
...Дьяконы дочитывали молебен “на успешное дело”, служители крестились. Пока емкости с бурлящим сплавом катились к форме на тележках, присутствующих забил легкий озноб. Даже нецерковные люди начали читать первые приходящие на ум молитвы.
У рабочих — свой ритуал.
— Надо плюнуть на форму, — улыбается Виктор, участвующий в заливке, — тогда точно все получится.
82 тонны металла с шипением потекли по специальному желобу в подготовленную форму. Кстати, при последующей обработке колокол полегчает аж на 10 тонн. С него вручную снимут верхний слой, и специально приехавшие из лавры люди нанесут на колокол святые лики и писание.
До сей поры самым большим считался Царь-колокол. Но голоса этого кремлевского гиганта никто никогда не слышал. Из-за ошибки литейщиков он раскололся еще на земле, и на звонницу его так и не подняли.
Чтобы вдохнуть в колокол жизнь, заставить его петь, на заводе уже изготовили язык. Огромная металлическая балка в человеческий рост была отлита несколько месяцев назад и теперь ждет воссоединения с колоколом. Который зазвонит в Троице-Сергиевой лавре через месяц.
— Специально для выполнения этого заказа мы приобрели новое плавильное оборудование — американскую индукционную печь вместимостью 25 тонн, — хвастается руководство завода. — В дальнейшем в этой, кстати, освященной, печи будут отливать гребные винты для подводных лодок.
МК ,
11.09.2003