В сентябре 1995 года работники Российской национальной библиотеки в Петербурге обнаружили исчезновение уникальных гравюр из атласа Джона Одабона "Птицы Америки". Издание, состоящее из четырех томов иллюстраций и пяти томов текстового приложения, было издано в Англии в начале XIX века, в 1841 году приобретено Эрмитажем и спустя 20 лет передано в Публичную библиотеку. С раритетным изданием приезжали знакомиться специалисты со всего мира, а его стоимость, по оценке экспертов, составляла не менее $3 млн.
Обнаружившие пропажу сотрудницы библиотеки ахнули от ужаса: в переплетах томов отсутствовало более четырехсот листов с гравюрами, они были заменены подшивками газет XIX века, которые лежали на полках рядом. Исчезли и учетные карточки, по которым читатель мог заказать это издание. Получая это дело из рук своего коллеги, я услышал безрадостную оценку его перспективы - типичный "глухарь". И действительно, собранные сыщиками материалы не давали повода для оптимизма. Никто не мог указать точного времени кражи, каким образом она была совершенна. Преступники подготовились основательно.
Тем не менее вскоре я выяснил, что за три-четыре месяца до хищения один из заместителей директора библиотеки получил информацию из ФСБ о том, что в криминальной среде усилился интерес к изданиям прошлых веков с изображением птиц. Вскоре спецслужбы России получили от сотрудников берлинского отделения аукциона "Кристи" сообщение о том, что некто Мамонтов предложил им для продажи листы того самого атласа.
Личность 34-летнего Мамонтова, выпускника высшего военно-политического училища, довольно любопытна. Он переехал в Питер с Кубани в 1987 году и начал скупать разного рода антиквариат, в том числе букинистическую литературу. Тогда же стал читателем библиотеки. Во время своих посещений отдела "Россика" он выяснил, где хранится атлас, изучил режим работы книгохранилища, в какие дни и в какое время там находится наименьшее число людей.
Своими частыми посещениями "антиквар" преследовал еще одну цель: он полагал, что сотрудники отдела привыкнут к нему, а благопристойное поведение поможет завоевать их доверие. С этой целью Мамонтов приобрел у букинистов несколько старинных книг, которые тут же подарил Российской национальной библиотеке.
В конце 1994 года он появился в библиотеке на костылях и объяснил свой вид полученной накануне в аварии травмой позвоночника. Не забыл "антиквар" и про костюм: строгий деловой он поменял на длинный вязаный свитер, якобы прикрывавший корсет. Под этим же предлогом Мамонтов попросил предоставить ему возможность работать за ближайшим к атласу столом, так как рядом с ним находится стеллаж и он мог опираться на него спиной.
Так день за днем Мамонтов вынимал из атласа по несколько листов и прятал под свитером. Сложности у него возникли только с выносом похищенного, поскольку гравюры были большого формата: более 60 см в ширину и около 1 метра в высоту. Украденные гравюры в августе 1995 года он в тайнике специально приобретенной машины переправил в германский город Киль, а затем в Берлин, где передал в местное отделение аукциона "Кристи".
Вообще сбыт похищенного - одно из самых слабых звеньев в подобного рода кражах. Любая раритетная вещь требует серьезной документированной истории. Чтобы подтвердить права собственности, Мамонтов даже съездил к своей матери в город Славянск-на-Кубани. Там он подделал договор дарения матерью семейной библиотеки, среди книг которой якобы имелся атлас Одабона.
В конце концов по нашей просьбе фолиант был снят с торгов британской полицией и передан в Россию. Поняв, что в ближайшее время из потенциального "миллионера" он переквалифицируется в обвиняемого, Мамонтов на год уехал к своему сводному брату в США и попросил там вид на жительство. Однако иммиграционные власти Америки отказали ему в этом и Мамонтов был вынужден вернуться в Санкт-Петербург, где в январе 1998 года был арестован. Насколько я знаю, ему дали шесть лет.
Прокурор управления Генпрокуратуры России Андрей Александров, Известия ,
10.09.2003