В понеделник в Петербурге отметили День памяти жертв фашистской блокады. На Пискаревском кладбище ветераны войны и петербуржцы, пережившие блокаду, возложили венки и цветы. Однако немецких кинематографистов из компании Constantin Film это не остановило - они уже в течение нескольких дней снимают в Петербурге фильм "Закат" о последних днях Третьего рейха. По словам кинематографистов, другой натуры для съемок разрушенного Берлина они не смогли найти во всей Европе.
Съемочная группа появляется на площадке в девять утра. Осветители разворачивают технику. Ассистенты носятся по площадке. Отобранные для массовки петербуржцы, переодевшись в форму вермахта, сидят на горах битого кирпича. Главная тема разговоров - выплаты гонораров: просто пронесся перед камерой - 300 рублей, пострелял из бутафорского "шмайсера" на переднем плане - 900 рублей.
Происходит все на улице Шкапина. Это один из самых неблагополучных районов города. Вокруг угрюмые промышленные корпуса начала прошлого века, ветхие фасады жилых домов. Все дышит безнадежностью и тревогой - словом, идеальный фон для съемок военного фильма. Художники-декораторы добавили всего несколько штрихов: вывески на немецком языке, битый кирпич на проезжей части, настенные граффити со слоганами Berlin bleibst Deutsch! ("Берлин останется немецким!").
Сценарий фильма «Закат» написан по одноименной книге Иоахима Феста и запискам секретарши Гитлера Траудль Юнге, опубликованным только в 2002 году. В картине воссоздаются события последних месяцев существования гитлеровской Германии - ее заката. Перед смертью фюрер решает сделать Берлин последним бастионом сопротивления немцев и не желает покидать город, вокруг которого сжимается кольцо союзных войск. Участники съемочной группы убеждены: тема, которой посвящен этот фильм, близка как немцам, так и русским. Новое послевоенное поколение должно знать правду о войне, какой бы печальной она ни была.
Пока участники массовки готовятся к съемкам очередного эпизода, корреспондент ГАЗЕТЫ беседует с организаторами съемок. Яна Бежанская, куратор с российской стороны, говорит, что идея снимать часть картины в Петербурге принадлежит художнику-постановщику "Заката" Бернду Лепелю: "Два года назад он работал в Петербурге на картине "Медвежий поцелуй" Сергея Бодрова-старшего и настоятельно рекомендовал продюсеру Бернду Айхингеру посмотреть натуру в Петербурге. Продюсер отметил, что Петербург действительно очень напоминает довоенную немецкую столицу".
Продюсер фильма Бернд Айхингер признался, что другой такой фактуры для съемок разрушенного войной города они не сумели найти во всей Европе. А проводить такие съемки в Берлине просто невозможно. "Берлин того периода, о котором мы рассказываем в нашей картине, представлял из себя сплошные руины. Это был полностью разрушенный город. Сейчас, естественно, город восстановлен и в нем нет ни одного места, которое бы отдаленно напоминало атмосферу 45-го года. Петербург оказался идеальной площадкой для съемок картины о разрушенном войной городе. На окраинах Петербурга мы обнаружили огромные территории, где расположены промышленные здания, которые мы можем при минимальном использовании художественных средств превратить в берлинские кварталы".
На несколько съемочных дней улица Шкапина перекрыта для движения транспорта. Однако местных жителей за оцепление пропускают без всяких проблем. Локальные перекрытия, когда никого из другой эпохи не должно быть в кадре, длятся недолго: от 30 секунд до трех минут. Живущая на этой улице 52-летняя Екатерина Васильева рассказала ГАЗЕТЕ, что съемки агонизирующего Берлина ей не особенно докучают: "Бывает, что вечером что-нибудь и прогромыхает, - так у нас почти всегда транспорт под окнами. А стреляют они тихо. Так, хлопнет слегка - и все, тишина. Даже не верится, что войну снимают". 47-летний слесарь Петр Попков больше озабочен этической стороной процесса: "Они, наверное, хотят над нами посмеяться: дескать, вот, вы нас победили в 45-м, а теперь мы в ваших развалинах снимаем нашу историю".
Этическая сторона беспокоит не только петербуржцев. "Прежде всего меня беспокоило, как воспримут петербуржцы массовку, одетую в костюмы вермахта, - рассказывает режиссер картины Оливер Хиршбигель. - Русские коллеги меня заверили, что большой проблемы здесь нет и население города адекватно воспримет работу над художественным произведением. Вообще меня очень радует этот проект: в нем участвуют немцы и русские, то есть представители народов, которые больше всего пострадали во время Второй мировой войны. Теперь мы, немецкие и русские кинематографисты, вместе создаем художественное произведение на столь болезненную для обоих народов тему".
Тем временем по перекрытой улице Шкапина бегут "эсэсовцы", обстреливаемые с двух сторон "советскими воинами". Взрывы мощной пиротехники - чудо современных технологий - выглядят весьма эффектно и при этом практически беззвучны. В воздухе почему-то густо пахнет шоколадом. Очевидно, "разбомбили" берлинскую кофейню.
Между тем массовка уже возвращается на исходные позиции, пиротехники закладывают новые "бомбы". Гримеры поправляют актерам "кровоподтеки". На площадке довольно много военной техники. "Закат" - трудоемкий и масштабный проект с привлечением около полутысячи единиц боевой техники и строительством грандиозных декораций. Вся техника, как рассказали ГАЗЕТЕ, не рабочая, но и не муляж - многие образцы датированы сороковыми годами.
После "боев за Берлин" на улице Шкапина съемочная группа Constantin Film переберется на Крестовский остров: на даче Половцева будет доснято несколько эпизодов в помещениях. Затем - Сестрорецк. В здании, предназначенном под снос, будет развернут "немецкий лазарет". Потом группа уедет в Германию, где в выстроенных декорациях будет снята вся бункерная часть "Заката". По словам Оливера Хиршбигеля, увидеть Петербург в роли Берлина можно будет не раньше 2004 года.
Газета ,
9.09.2003