Во всем цивилизованном мире считается, что у человека есть в этой жизни несколько близких не по крови людей - семейный врач, страховой агент, личный адвокат и, наконец, представитель банка, в котором открыт персональный счет и хранятся фамильные сбережения. У среднестатистического петербуржца, пусть и живет он в городе мирового значения, как правило, нет денег на отдельного врача, нет желания верить страховщикам, не под силу иметь контракт со светилом юриспруденции. Да и работникам кредитных организаций, после историй с Северным торговым или Инкомбанком, особо доверять не хочется. Похоже, с сентября у горожан есть серьезная причина усомниться в реноме одного из наиболее солидных банков, созвучных, дальше некуда, с именем Северной столицы. Хотя... Да нет же! Всем хорош банк "Санкт-Петербург", особенно умением собирать в высшем руководстве гоголевских героев. Господин Кротов, с недавних пор присягнувший на верность идеям авторитетной организации, еще пару месяцев назад считался сторонником опального Владимира Яковлева. Казалось, главный городской финансист скорее ляжет в одну могилу с губернатором, чем позволит натянуть на себя уродливую маску хамелеона. С другой стороны, та поспешность, с которой Виктор Юрьевич выскочил из кресла председателя Комитета финансов, вполне понятна. Еще в канун 300-летия Виктору Кротову лишь по счастливой случайности удалось избежать вотума недоверия со стороны городских парламентариев. Депутаты прислушались к просьбе, высказанной заместителем полпреда президента в СЗФО Валерием Большаковым, не "раскачивать лодку", когда в процессе подготовки и проведения юбилея достигнута политическая стабильность между исполнительной и законодательной ветвями власти. А полтора месяца назад заместитель генерального прокурора РФ по Северо-Западному федеральному округу Владимир Зубрин сообщил журналистам, что представителями Фемиды собрано "достаточно много материалов". В частности, "интересует факт хищения 2 млн. долларов из кредита, предоставленного городу ЕБРР, - поделился с собеседниками прокурор. - Объем работы в целом проведен значительный - нами изучены десятки тысяч различных документов". Как сказал Зубрин, обвинение вице-губернатору Кротову, находящемуся в отпуске, не предъявлено, поскольку в прокуратуре ожидают запрошенные материалы из-за границы.
Партнёры
Теперь Виктор Юрьевич превратился из вице-губернатора в вице-президента, из госслужащего - в банкира, из ортодоксального сторонника яковлевской администрации - в предприимчивого выдвиженца от будущей городской власти. Как заметил спикер городского ЗакСа Вадим Тюльпанов, господин Кротов, можно сказать, олицетворял администрацию Санкт-Петербурга как никакой другой человек. Впрочем, мимикрировать этот господин, вероятно, научился много раньше, когда соединился деловыми узами с нынешним боссом и главой банка "Санкт-Петербург" Александром Савельевым.
В далеком нынче 1992 году Виктор Кротов значился, как говорят, руководителем абсолютно непримечательной петербургской фирмы "Комаавтосервис". Зарабатывала компания себе на жизнь ремонтом автотранспорта, торгово-закупочной деятельностью и бытовым обслуживанием населения. Да, к слову. В числе учредителей концессии значились и милая дама Ольга Савельева, и некий гражданин по фамилии Кротов. Звали его, как и будущего вице-губернатора, Виктором Юрьевичем. А мужа госпожи Савельевой - как и нынешнего президента банка "Санкт-Петербург", Александром Васильевичем. Вскоре Александр Савельев вроде бы заменил Виктора Кротова на посту руководителя "Комаавтосервис", а затем стал курировать вопросы, связанные с обслуживанием бюджетных счетов городской администрации в "Банке "Петровский". Параллельно с тем, что директорствовал в ОАО "Грузовое автотранспортное предприятие N12".
Удивительно, но в ноябре 1998 года некая Елена Шевчук получила именно в банке "Петровский" миллионный кредит под поручительство грузоавтотранспортного ОАО. То есть Савельев выдал ей кредит под собственное же поручительство. Не потому ли, что неработающая как будто бы Шевчук была слишком близко знакома с Виктором Кротовым, не только деловым партнером банкира, но и соседом по даче? Согласитесь, странно отдавать миллионные суммы за красивые глаза. Если только не убежден, что деньги - они по любому от тебя не уйдут.
Оставим в стороне героическую биографию Александра Савельева, умудрившегося спустя несколько лет возглавить банк "Санкт-Петербург" и умело провести эмиссию, установив контроль над большинством банковских активов. В конце концов, он не "хамелеонил", а зарабатывал свои кровные в поте лица. Наш же герой, похоже, последовательно меняет своих гласных и негласных начальников. Впрочем, вспомнив весеннее заступничество полпредства, можно согласиться с мыслью, что Виктор Юрьевич умело слился с окружающей средой, предчувствуя исход баталий за губернаторское кресло. У нового градоначальника наверняка найдется другая кандидатура "смотрящего" за финансами Северной столицы. А вовремя освободить под преемника влиятельный пост в петербургской администрации - это почти что присягнуть на верность, избежав прокурорской атаки.
Увы, не мачо...
Стоп, скажет вдумчивый читатель. Не надо, ребята, поливать грязью всех подряд чиновников, что, почувствовав надвигающуюся отставку, стремятся перескочить в коммерческую сферу. И правильно. Однако новоявленный банкир, похоже, уповает на грядущее заступничество потому, что очень давно имел деловые отношения, можно сказать, общий бизнес с женщиной, которая почти наверняка через считанные дни станет петербургским градоначальником. С тех пор прошло много лет. Думается, теперь милая дама если и вспомнит о Викторе Кротове, то как об одном из незначительных эпизодов прошлой жизни. По всей вероятности, бывший вице-губернатор считает иначе. Нет, не так! Он наверняка убежден, что где-то в особом банковском сейфе спрятан ключик, открывающий прошлые тайны. И расставаясь с постом городского финансиста, Виктор Юрьевич, похоже, искренне верит: однажды соприкоснувшись судьбами с прекрасной дамой, он до конца своих дней получил от нее индульгенцию. Ой ли...
Что же нам делать с потерянными миллионами долларов, спросите вы? Кто их, "хамелеонов", знает...
Версия-СПб ,
9.09.2003