В случае аварии, на теплосети нередко выезжают сразу две аварийные бригады - и "ТЭКа", и "Ленэнерго", которым на месте приходится разбираться, в чьей именно зоне ответственности приключилось несчастье и, соответственно, кто именно должен с ним разбираться. Теряется время, вхолостую расходуются финансы. Почему бы в таком случае не централизовать организационно-управленческие функции?
Пример, бесспорно, доходчивый. Однако, кажется, не отражающий всей сложности проблемы. Действительно, год от года число аварий на городских теплотрассах растет - прошлой зимой чрезмерная аварийность уже превратилась в одну из острейших проблем Петербурга.
Причин резкого роста аварийности можно выделить несколько - причем как объективного, так и субъективного свойства. Разумеется, не вызывает сомнений то, что извечный конфликт между двумя "отапливающими ведомствами" отрицательно влияет на ситуацию. По крайней мере, до сих пор компании-смежники при каждом удобном и неудобном случае подчеркивали, что в очередном происшествии виновны, безусловно, конкуренты.
Однако это - не главное. Объясняя причины обостряющегося кризиса городской отопительной системы, представители всех заинтересованных сторон сходятся на том, что изношенность тепловых сетей уже подошла к критической отметке. Что делать? Ответ очевиден: менять трубы. Причем делать это надо как можно быстрее. Для этого, в свою очередь, тоже нужна централизация (ибо, согласно предлагаемой версии, единая управляющая компания сможет привлечь больше инвестиций).
Таким образом, по версии либералов из "Ленэнерго", спасти нас может только "централизация функций по передаче всех видов топливно-энергетических и коммунальных ресурсов". А еще - для окончательного решения теплового вопроса - повышение тарифов.
Заметим, впрочем, что грядущая централизация (даже при всей ее вероятной полезности для системы теплоснабжения), равно как и более-менее масштабное латание дыр в предыдущий управленческий период, вряд ли может кардинально улучшить ситуацию. Городу очевидно требуются куда более радикальные реформы, но о них говорить как-то не очень принято. Ибо не секрет, что действующая в Петербурге система теплоснабжения представляет из себя рудимент советской эпохи всеобщей централизации. Опыт европейских стран однозначно свидетельствует: организованное таким образом отопление зданий неэффективно в принципе.
Решением вопроса могла бы стать система небольших автономных котельных, снабжающих теплом микрорайон или просто отдельный дом. Вырабатываемая ими энергия была бы, кстати, дешевле для потребителей (хотя бы из-за отсутствия потерь тепла при его транспортировке).
То, что это действительно рациональный выход, доказывает пример построенных в последние годы коттеджных комплексов, обитатели которых воплотили для себя в реальность программу децентрализации городского отопления. Однако остальным петербуржцам это сегодня явно не грозит. Ведь даже переход с "открытой" на более перспективную и выгодную "закрытую" систему водоснабжения планируется осуществить медленно (в течение нескольких лет) и незаметно (в рамках только одного городского района - Приморского).
Однако принятие подобных мер означало бы коренную ломку всего уклада нынешней петербургской жизни. Введение автономных котельных невозможно без повсеместного учреждения кондоминиумов, а это, с одной стороны, социальные конфликты, а с другой - ломка крепко спаянной бюрократической коммунальной системы. Значит, городу остается и дальше латать дыры в трубопроводах, ресурс которых фактически исчерпан, что отчетливо доказала последняя зима. Теперь, впрочем, мы будем это делать централизованно.
Первый шаг к Германии
Новую реформу городской теплоэнергетики "Делу" прокомментировали
Андрей ЛИХАЧЕВ, генеральный директор "Ленэнерго"
- Опыт европейских стран (прежде всего Германии) говорит о целесообразности существования единой компании в сфере коммунальной энергетики.
У нас же доходит до смешного, если бы не было так грустно. В случае возникновения дефектов на место сразу выезжают две бригады (наша и ГУП "ТЭК") и начинают выяснять, чей дефект. В результате, естественно, оплачен бензин, оплачен простой, оплачена работа бригад. Оплачена всеми: и вами, и нами как потребителями. Я уже не упоминаю те случаи, когда одни и те же магистрали разрываются каждый год, чтобы каждый из монополистов заменил свой кусочек своей инфраструктуры. Все это, вместе взятое, позволяет мне утверждать, что резерв в этом секторе составляет от 15 до 20%, а то и более. Снижение затрат позволит направить сэкономленные средства на совершенствование и модернизацию инфраструктуры.
Путь к объединению очень и очень долог. Сталкивается огромное количество интересов. Не секрет, что каждое из предприятий топливно-энергетического комплекса - это огромный финансовый поток, это большой бизнес. Более того, смею утверждать, что прежде всего частный собственник заинтересован в снижении издержек. В государственных структурах, как правило, интерес к снижению издержек, к прибыли невелик. Я понимаю, что какое-то время будут сложности на пути к реализации идеи. Но снижение затрат позволит направить сэкономленные средства на совершенствование и модернизацию инфраструктуры. Первый шаг к этому - централизация управления тепловыми сетями.
Александр ВЕКСЛЕР, генеральный директор ГУП "ТЭК"
- В ведении нашего предприятия находится более 5 тысяч тепловых сетей. При этом ежегодно мы принимаем на баланс ведомственные сети, которые надо приводить в порядок. В 2003 году на их ремонт было предусмотрено всего 17 млн. рублей, а надо бы 600 млн. Из-за этого страдает потребитель. Идея создания единой управляющей компании позволит решить многие проблемы, а не только оперативно устранять дефекты на сетях.
ГУП "ТЭК" сейчас реализует проект по переводу Приморского района на закрытую систему теплоснабжения, что позволит, в частности, отойти от практики отключения летом горячей воды. В рамках единой управляющей компании этот опыт можно будет распространить на всю территорию Петербурга.
Дело ,
1.09.2003