В российском футболе назревает скандал. Назревает долго - лет восемь: в свое время одни руководители питерского "Зенита" назанимали кучу денег, а теперь другие не торопятся их отдавать. Во всяком случае, так утверждают трое кредиторов, затеявших судебное разбирательство. Все бы ничего - дело житейское, да только, если суд им не поможет (а оснований надеяться на благоприятный вердикт у истцов немного), они грозятся обрушить на клуб серию сенсационных разоблачений.
Сразу оговоримся: учитывая финансово-юридическую пикантность скандальной истории, обороты вроде "как уверяют информированные источники" или "по некоторым сведениям" мы не ставим в начало каждого второго предложения только из соображений экономии газетной площади. Само собой разумеется, что свечку над фигурантами процесса никто не держал, а факты от вымысла надлежит отделять суду. Впрочем, в Питере ничуть не сомневаются, что дыма без огня не бывает. Но обо всем по порядку...
ДРУГ В БЕДЕ НЕ БРОСИТ, ЛИШНЕГО НЕ СПРОСИТ
В середине 1990-х годов петербургский футбольный клуб "Зенит" в лице своего исполнительного директора Виктора Сидорова "ходил по миру": тогда было заимствовано порядка полутора миллионов долларов, а в список кредиторов угодили около 50 человек - люди в городе хорошо известные, большей частью из мира спорта. На расставание со своими деньгами их подвигнуло не только стремление помочь любимому клубу в трудную минуту (хотя и не без этого), но и обещанные - весьма приличные - проценты. В залог нерушимой крепости сделки кредиторам предоставлялись расписки, заверенные клубной печатью. Ну, а поскольку Виктор Сидоров слывет человеком порядочным (долги, во всяком случае, он всегда отдавал), а юридические "излишества", вроде грамотно оформленных договоров, в ту пору в "Зените" были не в чести, то этим вся документация и ограничивалась.
Вскоре власть в клубе сменилась, и новый руководитель "Зенита" Виталий Мутко, заявив, что собирается строить "экологически чистый клуб" (крылатая формулировка зенитовского президента), вместе со всеми делами принял и взятые предшественником долговые обязательства. Однако когда наступил час расплаты, оказалось, что не все так просто, а юридическая сила подписанных документов оставляет желать лучшего и, по большому, счету зиждется на честном слове (Виктора Сидорова, который к тому времени уже покинул клуб) и на одном крыле.
Впрочем, наиболее влиятельные кредиторы (из категории сильных мира сего) всеми правдами и неправдами своего добились. Другим повезло меньше, - их продолжали кормить обещаниями (мол, погашение кредитов осуществляется согласно установленной очередности) и предостерегали от судебного разбирательства (мол, подадите в суд - денег точно не увидите), действуя, таким образом, методом кнута и пряника (кое-какие выплаты все-таки имели место). В конце концов, терпение кредиторов лопнуло.
ТЕПЕРЬ НАС ТОЛЬКО ТРОЕ
Поначалу оно лопнуло сразу у четырех кредиторов. Однако, как поется в известном кинофильме про алмазные подвески (за точность цитаты не ручаюсь), "...теперь нас только трое, но то же в нас стремленье роковое".
Сегодня роковым стремлением вернуть свои деньги юридически озабочены экс-волейболист сборной России Олег Шатунов, экс-баскетболист сборной СССР, а ныне тренер Александр Харченков и генеральный директор петербургского представительства газеты "Спорт-Экспресс" Сергей Сыров (в прошлом - тренер по общефизической подготовке волейбольного "Автомобилиста", в далеком прошлом - зенитовский дублер). Первый в свое время одолжил "Зениту" 200 тысяч долларов, второй - 60, третий - 35. Итого речь идет о без малого 300 тысячах долларов (из этой суммы на сегодня возвращено чуть более 20 тысяч). Не говоря уже о процентах, о которых горе-ростовщики давно и думать забыли, - остаться бы при своих.
Уточним, что претензии истцов направлены не в персональный адрес Виктора Сидорова, который теперь трудится на благо переименованного в "Балтику" все того же "Автомобилиста" (собственно, все трое в свое время влезли в эту авантюру во многом именно "под Сидорова"), и, тем более, не к Виталию Мутко (хотя манера Виталия Леонтьевича вести переговоры и вызывает у них обидное недоумение), а непосредственно к "Зениту", от юридического лица которого и заключались сделки. Как водится, адвокаты - как с одной, так и с другой стороны - свято уверены в том, что дело выигрышное. Но, судя по всему, у юристов клуба оснований на то поболе.
Дело в том, что даже если бы руководители "Зенита" и захотели рассчитаться со старыми долгами, то сделать это было бы весьма затруднительно. Во всяком случае, если проводить деньги "по-белому". Истцы не могут предъявить ни квитанций от приходных кассовых ордеров, ни договоров займа, ни каких бы то ни было других юридических документов, кроме пресловутых расписок. На каком же основании списывать средства?
"Если мы распорядимся удовлетворить требования кредиторов, то результатом первой же налоговой проверки станет возбуждение уголовного дела, - говорит Виталий Мутко. - Эдак можно было бы наделать липовых расписок, а потом, прикрываясь ими, таскать деньги из клубной кассы. Но это, по меньшей мере, злоупотребление. Сегодняшний "Зенит" - не лавочка, как раньше, и все финансовые операции теперь проходят через бухгалтерию. Но у нас нет документов, которые бы подтверждали, что деньги вообще поступали в клубную кассу. У людей просто не выдержали нервы. Говорили же им: подождите, в клуб пришли новые люди, дайте время, чтобы разобраться, что к чему. А они в суд... Ну что ж, теперь остается только ждать, чем закончится разбирательство".
ПО СТОПАМ "ОЛИМПИКА"?
Так или иначе, весь этот процесс не слишком благотворно сказывается на имидже "Зенита", как КЕУ ("клуб европейского уровня" - еще одна крылатая формулировка зенитовского президента). Чего, казалось бы, проще: по-тихому рассчитаться с долгами, да и дело с концом - сумма-то не ахти какая.
Но почему вся каша заварилась именно сегодня, когда президентские позиции Виталия Мутко и без того пошатнулись? (Говорят, что летом он остался на своем посту "Зенита" только благодаря личной просьбе Валентины Матвиенко, которая якобы уже сделала Мутко предварительное предложение занять кресло вице-губернатора). Очевидно, что скандальный удар нанесен в первую очередь по репутации Виталия Леонтьевича. Президент и сам был бы рад разрубить неприглядный узел. Но сдается, что поиграть в сей юридический преферанс сели не два, а три игрока: истцы, ответчики и... Впрочем, кредиторы утверждают, что подать в суд их никто не науськивал, и все это чистой воды совпадение.
Пока суд да дело (в ходе предварительного слушания, которое состоялось в суде Дзержинского района Санкт-Петербурга, оказалось, что, согласно учредительным документам клуба, "Зенит" числится за Октябрьским районом города, а, стало быть, любое решение суда Дзержинского района было бы немедленно опротестовано проигравшей стороной), кредиторы готовят к бою тяжелую артиллерию и заявляют, что, если стороны не придут к согласию, им придется вытащить на свет весьма неприглядные факты из темного зенитовского прошлого. Нюансы грядущих разоблачений пока держатся в тайне. О чем же идет речь? "В свое время такие фокусы дорого обошлись марсельскому "Олимпику" и Бернару Тапи", - намекнул один из участников процесса, пожелавший остаться неизвестным. Напомним, что в 1993 году за подкуп футболистов "Валансьенна" французский клуб был отправлен во второй дивизион, лишен титулов и права играть в еврокубках, а хозяин "Олимпика" Бернар Тапи угодил за решетку. Виталий Мутко разделить участь французского магната не опасается: "Что они могут предъявить? Расскажут, что они когда-то кого-то покупали? Так их же и посадят. Я ни в каких аферах не участвовал, и пугать меня бессмысленно - я и так пуганый-перепуганый".
Вспоминая, что творилось за кулисами российского футбола в начале-середине 1990-х, можно предположить, что угрозы кредиторов небеспочвенны. Впрочем, истцы подчеркивают: они очень бы не хотели, чтобы дело приняло столь скандальный оборот. Оно и понятно: угроза - лишь средство для достижения цели. Тем более что если кредиторам не удастся доказать де-юре даже то, что в принципе никто и не отрицает де-факто, то что уж говорить о доказательной базе обещанных разоблачений...
Правда.Ру ,
31.08.2003