29 августа - День спецназа. В Петербурге он ознаменовался скандалом. Ветераны-спецназовцы утверждают, что в северной столице разваливается элитное спецподразделение "Тайфун" Главного управления исполнения наказаний Минюста России.
И виной тому, по их мнению, подковерная борьба начальства.
"Тайфун"
В народе "Тайфун" называют "тюремным спецназом", хотя сами бойцы это название не любят. Вообще отряды спецназа при Главном управлении исполнения наказаний стали создаваться в начале 90-х. Время тогда было неспокойное, и эпидемия массовых беспорядков, захлестнувшая просторы бывшего СССР, эхом отозвалась в местах "не столь отдаленных": в конце 80-х - начале 90-х по колониям и тюрьмам прокатилась волна бунтов. Именно для этого - для усмирения бунтов в колониях и тюрьмах - и создавался гуиновский спецназ. В 1991 году такой отряд появился и в Питере. И уже вскоре получил боевое крещение во время бандитской разборки в гостинице "Прибалтийская".
Есть на счету "Тайфуна" и нашумевшие "тюремные дела". 23 февраля 1992 года в знаменитом питерском следственном изоляторе "Кресты" семеро заключенных, вооруженных заточками и муляжами гранат, взяли в заложники двоих контролеров СИЗО. Затащив пленников в служебное помещение и запершись изнутри, преступники потребовали дать им оружие и автомобиль, обеспечить беспрепятственный выезд из тюрьмы и предоставить самолет. После изнуряющих переговоров, которые длились больше трех часов, но ни к чему не привели, было принято решение о штурме. В результате двое бандитов были убиты, но перед этим они успели убить одного из заложников. Принимал участие в операции и совсем молодой тогда еще отряд спецназа ГУИН, правда, штурмовали не они.
Приходилось "Тайфуну" выезжать в колонии и изоляторы и в последующие годы. Например, в 1999 году - в колонию для несовершеннолетних в петербургском пригороде Колпино, где "малолетки" взяли заложников. Или в 2000 году в СИЗО на улице Лебедева, где трое заключенных взяли в заложники фельдшера. К счастью, в обоих случаях обошлось без применения силы и без жертв. А вообще тот факт, что беспредел в тюрьмах и колониях встречается сегодня не так часто, сами спецназовцы объясняют как раз тем, что за решеткой всем хорошо известно: в случае чего к месту событий моментально примчатся специально обученные профессионалы.
"Тайфун" формировался из бывших десантников или морских пехотинцев, кто-то - из знаменитых "краповых беретов" внутренних войск. Помимо полученных на предыдущей службе навыков, все они проходили серьезную спецподготовку - по освобождению заложников, по борьбе с терроризмом.
Название "Тайфун" отряд получил не сразу, а после боевых действий в Чечне.
Всего за эти годы, начиная с 1994-го, бойцы отряда больше десяти раз побывали в командировках на Северном Кавказе, принимали участие в самых кровопролитных операциях, начиная со штурма Грозного. У каждого есть боевые награды. Есть в отряде и потери: всего "Тайфун" потерял в Чечне шестерых бойцов. 27 декабря 2002 года во время взрыва Дома правительства в Грозном погиб один и были ранены четверо бойцов. Самой кровавой операцией стал захват Комсомольского в 2000-м. Тогда погибла целая группа Псковской бригады спецназначения ГРУ - 34 человека, а "Тайфун" потерял четверых.
Пожалуй, больше всего "Тайфун" прогремел во время печально известных событий на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате в октябре 1999 года. Затяжная судебная тяжба и передел собственности на комбинате вылились в жесткое противостояние рабочих со спецназовцами и милицией. Массового кровопролития удалось избежать практически чудом. Тогда 20 бойцов "Тайфуна" сопровождали группу судебных приставов (в основном - немолодых женщин), которые должны были опечатать имущество комбината и, по решению суда, передать его новому владельцу. На ЦБК их встретили отряды самообороны, вооруженные заточенными кольями и обрезками железной арматуры. Приставов с "тайфуновцами" загнали в помещение столовой комбината, где они забаррикадировались. Но рабочие были настроены решительно, готовились к штурму, появился слезоточивый газ, стали раздаваться выстрелы. Раздались предупредительные выстрелы и со стороны спецназа, одна из пуль отрекошетила от стены и ранила одного из рабочих... К счастью, события не дошли до роковой черты...
Неугомонный Кашин
Николай Кашин - человек натиска. Словосочетание "оперативная обстановка" - это про него. Походка, жесты, манера речи - быстры, напористы. Наверное, иначе и быть не может: ведь он - ветеран спецназа, хотя и не "Тайфуна". Капитан милиции, командир группы специального отряда быстрого реагирования регионального управления по борьбе с организованной преступностью. Если полностью, это, наверное, звучит как-то по-канцелярски, а если только аббревиатура - то коротко как выстрел: СОБР РУБОП. Но сегодня Николай - парламентарий, депутат Законодательного собрания Ленинградской области. И именно в этом качестве он защищает спецназ. Которому угрожают не бандиты и террористы, а нерадивые начальники. Во всяком случае, именно так считают бойцы отряда "Тайфун", который, по их словам, хотят обезглавить, оставить без боевого командира.
По версии спецназовцев, начальство готовит к увольнению командира отряда полковника внутренней службы Игоря Кривоноса. Почему заслуженный командир вдруг оказался не в чести? Николай Кашин объясняет это тем, что на его место руководство готовит "своего" человека. Дело в том, что в апреле 2002 года в петербургском ГУИН поменялось начальство. Генерал Владимир Спицнадель, опекавший "Тайфун", был отстранен от работы, ему даже было объявлено о "неполном служебном соответствии". (Тогда об этом событии говорили разное. С одной стороны, Спицнадель, дескать, мог быть наказан министром юстиции Юрием Чайкой за реальные нарушения "на зоне", связанные со мздоимством работников "спецучреждений". С другой стороны, Чайка мог нейтрализовать Спицнаделя как ненужного конкурента - ведь кое-кто называл генерала креатурой Путина и прочил ему кресло руководителя всего российского УИН. Впрочем, катастрофических последствий для Спицнаделя отставка не повлекла, вскоре он оказался в кресле сенатора Совета Федерации. А накануне нынешних выборов губернатора Петербурга ему якобы предлагали принять участие в кампании, обещая в случае успеха кресло "силового" вице-губернатора - которое пока что занимает Анна Маркова.) Но так или иначе, смена руководства, как известно, никогда не проходит бесследно. Новая метла и все такое... Словом, дни командира "Тайфуна" якобы сочтены.
- А ведь вы поймите, - горячится Николай Кашин, - спецназ - это совершенно особая история. Здесь бойцы живут одной семьей, иначе и быть не может: им важно понимать друг друга без слов - от этого часто зависит их жизнь.
Теперь, по словам Кашина, около трех десятков бойцов "Тайфуна" готовы уйти из отряда в знак протеста против увольнения Кривоноса. И если руководство не одумается и не пересмотрит свои планы и из отряда уйдут тридцать бойцов из восьмидесяти, то на "Тайфуне" фактически можно ставить крест - элитное спецподразделение просто развалится.
За спецназ
Руководство питерского ГУИН слова Кашина сразу же опровергло. Замначальника ГУИН по Петербургу и Ленобласти полковник Сергей Поляков заявил, что слова Николая Кашина об увольнении Игоря Кривоноса и оттоке кадров из отряда "Тайфун" не соответствуют действительности. Ряд бойцов - семь человек - действительно выразили желание уйти из отряда с намерением перейти на службу в создаваемое силовое подразделение Госкомитета по наркоконтролю (под руководством Виктора Черкесова). Но никакой это не протест, а обычный "рабочий момент". А Кривонос просто-напросто находится в длительном отпуске после очередной чеченской командировки. Правда, кое-какое сокращение действительно было, оно касается ГУИН в целом, в том числе коснулось и "Тайфуна", здесь было сокращено 15 дублирующих должностей - в медицинской и кадровой службах. Так что, по словам гуиновского руководства, с "Тайфуном" все в порядке.
Но и после этого Кашин продолжает стоять на своем.
- Ну вы же понимаете, - говорит он, - кто станет об этом распространяться? Да и бойцы не будут трубить об этом на каждом углу. А Кривоносу, возможно, сейчас, когда поднялся шум, что-то пообещают, но, уверен, что это ненадолго. Шум уляжется, и все вернется к исходному состоянию.
Николай Кашин настроен решительно и готов бороться за "Тайфун" всерьез. А это в нашей самобытной стране часто подразумевает один-единственный выход - обращение к президенту.
- Я написал письма Миронову и Путину, - говорит Кашин. - Путин - это человек, который носил погоны, он должен понять ситуацию. При той обстановке в стране, что у нас сейчас творится, никак нельзя снижать боеспособность спецподразделений. Наоборот, ее надо поднимать. Мы ведь уже вплотную столкнулись с терроризмом, не только в Чечне, но повсюду в России. В этих условиях нельзя терять такие элитные подразделения, как "Тайфун", который как раз и подготовлен для борьбы с терроризмом. Сейчас таких классных специалистов мало. Их беречь надо... Ведь знаете, я вот когда смотрел все, что в "Норд-Осте" делалось, просто кулаки сжимались. Я это оценивал как позор наших спецслужб. Позор... Как и в Чечне, где руководство уже просто привыкло к потерям: ну погибли и погибли, мало ли таких... Нельзя так...
Новая газета-СПб ,
28.08.2003